Компоненты для работы с сокетами delphi. Программирование серверов на основе сокетов в дельфи

Введение

Данная статья посвящена созданию приложений архитектуры клиент/сервер в Borland Delphi на основе сокетов ("sockets" - гнезда). А написал я эту статью не просто так, а потому что в последнее время этот вопрос очень многих стал интересовать. Пока что затронем лишь создание клиентской части сокетного приложения.

Впервые я познакомился с сокетами, если не ошибаюсь, год или полтора назад. Тогда стояла задача разработать прикладной протокол, который бы передавал на серверную машину (работающую на ОС Unix/Linux) запрос и получал ответ по сокетному каналу. Надо заметить, что в отличие от любых других протоколов (FTP, POP, SMTP, HTTP, и т.д.), сокеты - это база для этих протоколов. Таким образом, пользуясь сокетами, можно самому создать (симитировать) и FTP, и POP, и любой другой протокол, причем не обязательно уже созданный, а даже свой собственный!

Итак, начнем с теории. Если Вы убежденный практик (и в глаза не можете видеть всяких алгоритмов), то Вам следует пропустить этот раздел.

Алгоритм работы с сокетными протоколами

Так что же позволяют нам делать сокеты?... Да все что угодно! И в этом одно из главных достоинств этого способа обмена данными в сети. Дело в том, что при работе с сокетом Вы просто посылаете другому компьютеру последовательность символов. Так что этим методом Вы можете посылать как простые сообщения, так и целые файлы! Причем, контролировать правильность передачи Вам не нужно (как это было при работе с COM-портами)!

Ниже следует примерная схема работы с сокетами в Дельфи-приложениях

Разберем схему подробнее:

  • Определение св-в Host и Port - чтобы успешно установить соединение, нужно присвоить свойствам Host и Port компонента TClientSocket требуемые значения. Host - это хост-имя (например: nitro.borland.com) либо IP-адрес (например: 192.168.0.88) компьютера, с которым надо соединиться. Port - номер порта (от 1 до 65535) для установления соединения. Обычно номера портов берутся, начиная с 1001 - т.к. номера меньше 1000 могут быть заняты системными службами (например, POP - 110). Подробнее о практической части см.ниже;
  • Открытие сокета - после того, как Вы назначили свойствам Host и Port соответствующие значения, можно приступить непосредственно к открытию сокета (сокет здесь рассматривается как очередь, в которой содержатся символы, передающиеся от одного компьютера к другому). Для этого можно вызвать метод Open компонента TClientSocket, либо присвоить свойству Active значение True. Здесь полезно ставить обработчик исключительной ситуации на тот случай, если соединиться не удалось. Подробнее об этом можно прочитать ниже, в практической части;
  • Авторизация - этот пункт можно пропустить, если сервер не требует ввода каких-либо логинов и/или паролей. На этом этапе Вы посылаете серверу свой логин (имя пользователя) и пароль. Но механизм авторизации зависит уже от конкретного сервера;
  • Посылка/прием данных - это, собственно и есть то, для чего открывалось сокетное соединение. Протокол обмена данными также зависит от сервера;
  • Закрытие сокета - после всех выполненных операций необходимо закрыть сокет с помощью метода Close компонента TClientSocket (либо присвоить свойству Active значение False).

Описание свойств и методов компонента TClientSocket

Здесь мы познакомимся с основными свойствами, методами и событиями компонента TClientSocket.

Свойства

Методы

События

Active - показывает, открыт сокет или нет. Тип: Boolean . Соответственно, True - открыт, а False - закрыт. Это свойство доступно для записи;
Host - строка (Тип: string ), указывающая на хост-имя компьютера, к которому следует подключиться;
Address - строка (Тип: string ), указывающая на IP-адрес компьютера, к которому следует подключиться. В отличие от Host , здесь может содержаться лишь IP. Отличие в том, что если Вы укажете в Host символьное имя компьютера, то IP адрес, соответствующий этому имени будет запрошен у DNS;
Port - номер порта (Тип: Integer (Word) ), к которому следует подключиться. Допустимые значения - от 1 до 65535 ;
Service - строка (Тип: string ), определяющая службу (ftp , http , pop , и т.д.), к порту которой произойдет подключение. Это своеобразный справочник соответствия номеров портов различным стандартным протоколам;
ClientType - тип соединения. ctNonBlocking - асинхронная передача данных, т.е. посылать и принимать данные по сокету можно с помощью OnRead и OnWrite . ctBlocking - синхронная (одновременная) передача данных. События OnRead и OnWrite не работают. Этот тип соединения полезен для организации обмена данными с помощью потоков (т.е. работа с сокетом как с файлом);
Open - открытие сокета (аналогично присвоению значения True свойству Active );
Close - закрытие сокета (аналогично присвоению значения False свойству Active );

На этом все методы компонента TClientSocket исчерпываются. А Вы спросите: "А как же работать с сокетом? Как тогда пересылать данные?". Об этом Вы узнаете чуть дальше.

OnConnect - как следует из названия, это событие возникает при установлении соединения. Т.е. в обработчике этого события уже можно начинать авторизацию или прием/передачу данных;
OnConnecting - возникает при установлении соединения. Отличие от OnConnect в том, что соединение еще не установлено. Обычно такие промежуточные события используются для обновления статуса;
OnDisconnect - возникает при закрытии сокета. Причем, закрытия как из Вашей программы, так и со строноны удаленного компьютера (либо из-за сбоя);
OnError - продолжает грустную тему предыдущего события:). Возникает при ошибке в работе сокета. Следует отметить, что это событие не поможет Вам отловить ошибку в момент открытия сокета (Open ). Для того, чтобы избежать выдачи виндозного сообщения об ошибке, надо заключить операторы открытия сокета в блок try..except (обработка исключительных ситуаций);
OnLookup - возникает при попытке получения от DNS IP-адреса указанного хоста;
OnRead - возникает, когда удаленный компьютер послал Вам какие-либо данные. При возникновении этого события возможна обработка данных;
OnWrite - возникает, когда Вам разрешена запись данных в сокет.

Практика и примеры

Легче всего (и полезней) изучать любые методы программирования на практике. Поэтому далее приведены примеры с некоторыми комментариями:

Пример 1. Простейшая сокетная программа

{В форму нужно поместить кнопку TButton и два TEdit. При нажатии на кнопку вызывается обработчик события OnClick - Button1Click. Перед этим в первый из TEdit-ов нужно ввести хост-имя, а во второй - порт удаленного компьютера. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМЕСТИТЬ В ФОРМУ КОМПОНЕНТ TClientSocket!} procedure begin ClientSocket1.Open; end ; procedure begin {Как только произошло соединение - закрываем сокет и прерываем связь} ClientSocket1.Close; end ;

Если Вы думаете, что данный пример программы совершенно бесполезен и не может принести никакой пользы, то глубоко ошибаетесь. Приведенный код - простейший пример сканера портов (PortScanner). Суть такой утилиты в том, чтобы проверять, включен ли указанный порт и готов ли он к приему/передаче данных. Именно на таком принципе основан PortScanner из программы NetTools Pro.

Пример 2. Посылка/прием текстовых сообщений по сокетам

{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1} {В форму нужно поместить две кнопки TButton и три TEdit. При нажатии на первую кнопку вызывается обработчик события OnClick - Button1Click. Перед этим в первый из TEdit-ов нужно ввести хост-имя, а во второй - порт удаленного компьютера. После установления соединения можно посылать текстовые сообщения, вводя текст в третий TEdit и нажимая вторую кнопку TButton. Чтобы отсоединиться, нужно еще раз нажать первую TButton. Еще нужно добавить TListBox, в который будем помещать принятые и отправленные сообщения. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОМЕСТИТЬ В ФОРМУ КОМПОНЕНТ TClientSocket!} procedure Button1Click(Sender: TObject); begin {Если соединение уже установлено - прерываем его.} if ClientSocket1.Active then begin ClientSocket1.Close; Exit; {...и выходим из обработчика} end ; {Присваиваем свойствам Host и Port нужные значения} ClientSocket1.Host:= Edit1.Text; ClientSocket1.Port:= StrToInt(Edit2.Text); {Пытаемся открыть сокет и установить соединение} ClientSocket1.Open; end ; procedure ClientSocket1Connect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Как только произошло соединение - посылаем приветствие} Socket.SendText("Hello!"); ListBox1.Items.Add("< Hello!"); end ; procedure ClientSocket1Read(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Если пришло сообщение - добавляем его в ListBox} ListBox1.Items.Add("> " + Socket.ReceiveText); end ; procedure Button2Click(Sender: TObject); begin {Нажата кнопка - посылаем текст из третьего TEdit} ClientSocket1.Socket.SendText(Edit3.Text); ListBox1.Items.Add("< " + Edit3.Text); end ;

ПРИМЕЧАНИЕ: В некоторых случаях (зависящих от сервера) нужно после каждого сообщения посылать перевод строки:

ClientSocket1.Socket.SendText(Edit3.Text + #10);

Работа с сокетным потоком

"А как еще можно работать с сокетом?", - спросите Вы. Естественно, приведенный выше метод - не самое лучшее решение. Самих методов организации работы с сокетами очень много. Я приведу лишь еще один дополнительный - работа через поток. Наверняка, многие из Вас уже имеют опыт работы, если не с потоками (stream), то с файлами - точно. Для тех, кто не знает, поток - это канал для обмена данными, работа с которым аналогична работе с обычным файлом. Нижеприведенный пример показывает, как организовать поток для работы с сокетом:

Пример 3. Поток для работы с сокетом

procedure ClientSocket1Connect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); var c: Char; MySocket: TWinSocketStream; begin {Как только произошло соединение - создаем поток и ассоциируем его с сокетом (60000 - таймаут в мсек)} {Оператор WaitForData ждет данных из потока указанное время в мсек (в данном примере - 100) и возвращает True, если получен хотя бы один байт данных, False - если нет никаких данных из потока.} while not MySocket.WaitForData(100) do Application.ProcessMessages; {Application.ProcessMessages позволяет Windows перерисовать нужные элементы окна и дает время другим программам. Если бы этого оператора не было и данные бы довольно долго не поступали, то система бы слегка "подвисла".} MySocket.Read (c, 1); {Оператор Read читает указанное количество байт из потока (в данном примере - 1) в указанную переменную определенного типа (в примере - в переменную c типа Char). Обратите внимание на то, что Read, в отличие от ReadBuffer, не устанавливает строгих ограничений на количество принятой информации. Т.е. Read читает не больше n байтов из потока (где n - указанное число). Эта функция возвращает количество полученных байтов данных.} MySocket.Write (c, 1); {Оператор Write аналогичен оператору Read, за тем лишь исключением, что Write пишет данные в поток.} MySocket.Free; {Не забудем освободить память, выделенную под поток} end ;

ПРИМЕЧАНИЕ: Для использования потока не забудьте установить свойство ClientType в ctBlocking.

Посылка и прием сложных данных

Иногда необходимо пересылать по сети не только простые текстовые сообщения, но и сложные структуры (тип record в Паскале), или даже файлы. И тогда Вам необходимо использовать специальные операторы. Некоторые из них перечислены ниже:

Методы TClientSocket.Socket (TCustomWinSocket, TClientWinSocket):

  • SendBuf(var Buf; Count: Integer) - Посылка буфера через сокет. Буфером может являться любой тип, будь то структура (record), либо простой Integer. Буфер указывается параметром Buf, вторым параметром Вы должны указать размер пересылаемых данных в байтах (Count);
  • SendText(const S: string) - Посылка текстовой строки через сокет. Этот метод рассматривался в примере 2 (см.выше);
  • SendStream(AStream: TStream) - Посылка содержимого указанного потока через сокет. Пересылаемый поток должен быть открыт. Поток может быть любого типа - файловый, из ОЗУ, и т.д. Описание работы непосредственно с потоками выходит за рамки данной статьи;

Всем перечисленным методам соответствуют методы Receive... Их описание можно посмотреть в справочном файле по Дельфи (VCL help).

Напоследок хочу привести несложный пример того, как можно реализовать авторизацию (вход на сервер). В данном примере пароль посылается нешифрованным текстом, так что если Вам нужен действительно надежный механизм входа, то Вам придется внести кое-какие изменения в исходник данного примера. Пример реализован как работа с сокетным потоком.

{В данном примере нужно добавить в форму еще два TEdit - Edit3 и Edit4 для ввода логина и пароля} procedure ClientSocket1Connect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); var c: Char; MySocket: TWinSocketStream; login, password: string ; begin MySocket:= TWinSocketStream.Create(Socket, 60000); {Добавляем к логину и паролю символ перевода строки, чтобы сервер смог отделить логин и пароль.} login:= Edit3.Text + #10; password:= Edit4.Text + #10; MySocket.Write (login, Length(Edit3.Text) + 1); MySocket.Write (password, Length(Edit4.Text) + 1); while not MySocket.WaitForData(100) do Application.ProcessMessages; MySocket.Read (c, 1); {Здесь сервер посылает нам один байт, значение 1 которого соответствует подтверждению успешной авторизации, а 0 - ошибку (это лишь пример). Далее мы выполняем нужные действия (прием/пересылку данных) и закрываем поток.} MySocket.Free; end ;

Эпилог

В этой статье я написал лишь самую малость из того, что можно было бы сказать про сокеты. Может быть, когда у меня появится новый прилив сил, я дополню эту статью еще более интересным материалом.

В ближайшем будущем планирую также статью про сокетные серверы (TServerSocket).

Введение

Данная статья посвящена созданию приложений архитектуры клиент/сервер в Borland Delphi на основе сокетов ("sockets" - гнезда ). В отличие от предыдущей статьи на тему сокетов, здесь мы разберем создание серверных приложений.

Следует сразу заметить, что для сосуществования отдельных приложений клиента и сервера не обязательно иметь несколько компьютеров. Достаточно иметь лишь один, на котором Вы одновременно запустите и сервер, и клиент. При этом нужно в качестве имени компьютера, к которому надо подключиться, использовать хост-имя localhost или IP-адрес - 127.0.0.1 .

Итак, начнем с теории. Если Вы убежденный практик (и в глаза не можете видеть всяких алгоритмов), то Вам следует пропустить этот раздел.

Алгоритм работы сокетного сервера

Что же позволяет делать сокетный сервер?.. По какому принципу он работает?.. Сервер, основанный на сокетном протоколе, позволяет обслуживать сразу множество клиентов. Причем, ограничение на их количество Вы можете указать сами (или вообще убрать это ограничение, как это сделано по умолчанию). Для каждого подключенного клиента сервер открывает отдельный сокет, по которому Вы можете обмениваться данными с клиентом. Также отличным решением является создание для каждого подключения отдельного процесса (Thread).

Разберем схему подробнее:

  • Определение св-в Port и ServerType - чтобы к серверу могли нормально подключаться клиенты, нужно, чтобы порт, используемый сервером точно совпадал с портом, используемым клиентом (и наоборот). Свойство ServerType определяет тип подключения (подробнее см.ниже);
  • Открытие сокета - открытие сокета и указанного порта. Здесь выполняется автоматическое начало ожидания подсоединения клиентов (Listen );
  • Подключение клиента и обмен данными с ним - здесь подключается клиент и идет обмен данными с ним. Подробней об этом этапе можно узнать ниже в этой статье и в статье про сокеты (клиентская часть);
  • Отключение клиента - Здесь клиент отключается и закрывается его сокетное соединение с сервером;
  • Закрытие сервера и сокета - По команде администратора сервер завершает свою работу, закрывая все открытые сокетные каналы и прекращая ожидание подключений клиентов.

Следует заметить, что пункты 3-4 повторяются многократно, т.е. эти пункты выполняются для каждого нового подключения клиента.

Примечание : Документации по сокетам в Дельфи на данный момент очень мало, так что, если Вы хотите максимально глубоко изучить эту тему, то советую просмотреть литературу и электронную документацию по Unix/Linux-системам - там очень хорошо описана теория работы с сокетами. Кроме того, для этих ОС есть множество примеров сокетных приложений (правда, в основном на C/C++ и Perl).

Краткое описание компонента TServerSocket

Здесь мы познакомимся с основными свойствами, методами и событиями компонента TServerSocket .

Свойства Методы События
Socket - класс TServerWinSocket, через который Вы имеете доступ к открытым сокетным каналам. Далее мы рассмотрим это свойство более подробно, т.к. оно, собственно и есть одно из главных. Тип: TServerWinSocket ;
ServerType - тип сервера. Может принимать одно из двух значений: stNonBlocking - синхронная работа с клиентскими сокетами. При таком типе сервера Вы можете работать с клиентами через события OnClientRead и OnClientWrite . stThreadBlocking - асинхронный тип. Для каждого клиентского сокетного канала создается отдельный процесс (Thread). Тип: TServerType ;
ThreadCacheSize - количество клиентских процессов (Thread), которые будут кэшироваться сервером. Здесь необходимо подбирать среднее значение в зависимости от загруженности Вашего сервера. Кэширование происходит для того, чтобы не создавать каждый раз отдельный процесс и не убивать закрытый сокет, а оставить их для дальнейшего использования. Тип: Integer ;
Active - показатель того, активен в данных момент сервер, или нет. Т.е., фактически, значение True указывает на то, что сервер работает и готов к приему клиентов, а False - сервер выключен. Чтобы запустить сервер, нужно просто присвоить этому свойству значение True . Тип: Boolean ;
Port - номер порта для установления соединений с клиентами. Порт у сервера и у клиентов должны быть одинаковыми. Рекомендуются значения от 1025 до 65535, т.к. от 1 до 1024 - могут быть заняты системой. Тип: Integer ;
Service - строка, определяющая службу (ftp , http , pop , и т.д.), порт которой будет использован. Это своеобразный справочник соответствия номеров портов различным стандартным протоколам. Тип: string ;
Open - Запускает сервер. По сути, эта команда идентична присвоению значения True свойству Active ;
Close - Останавливает сервер. По сути, эта команда идентична присвоению значения False свойству Active .
OnClientConnect - возникает, когда клиент установил сокетное соединение и ждет ответа сервера (OnAccept );
OnClientDisconnect - возникает, когда клиент отсоединился от сокетного канала;
OnClientError - возникает, когда текущая операция завершилась неудачно, т.е. произошла ошибка;
OnClientRead - возникает, когда клиент передал берверу какие-либо данные. Доступ к этим данным можно получить через пеаедаваемый параметр Socket: TCustomWinSocket ;
OnClientWrite - возникает, когда сервер может отправлять данные клиенту по сокету;
OnGetSocket - в обработчике этого события Вы можете отредактировать параметр ClientSocket ;
OnGetThread - в обработчике этого события Вы можете определить уникальный процесс (Thread) для каждого отдельного клиентского канала, присвоив параметру SocketThread нужную подзадачу TServerClientThread;
OnThreadStart , OnThreadEnd - возникает, когда подзадача (процесс, Thread) запускается или останавливается, соответственно;
OnAccept - возникает, когда сервер принимает клиента или отказывает ему в соединении;
OnListen - возникает, когда сервер переходит в режим ожидания подсоединения клиентов.

TServerSocket.Socket (TServerWinSocket)

Итак, как же сервер может отсылать данные клиенту? А принимать данные? В основном, если Вы работаете через события OnClientRead и OnClientWrite , то общаться с клиентом можно через параметр ClientSocket (TCustomWinSocket). Про работу с этим классом можно прочитать в статье про клиентские сокеты, т.к. отправка/посылка данных через этот класс аналогична - методы (Send/Receive)(Text,Buffer,Stream). Также и при работе с TServerSocket.Socket. Однако, т.к. здесь мы рассматриваем сервер, то следует выделить некоторые полезные свойства и методы:

  • ActiveConnections (Integer ) - количество подключенных клиентов;
  • ActiveThreads (Integеr ) - количество работающих процессов; Connections (array ) - массив, состоящий из отдельных классов TClientWinSocket для каждого подключенного клиента. Например, такая команда:
    ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("Hello!");
    отсылает первому подключенному клиенту сообщение "Hello!". Команды для работы с элементами этого массива - также (Send/Receive)(Text,Buffer, Stream);
  • IdleThreads (Integer ) - количество свободных процессов. Такие процессы кэшируются сервером (см. ThreadCacheSize );
  • LocalAddress , LocalHost , LocalPort - соответственно - локальный IP-адрес, хост-имя, порт;
  • RemoteAddress , RemoteHost , RemotePort - соответственно - удаленный IP-адрес, хост-имя, порт;
  • Методы Lock и UnLock - соответственно, блокировка и разблокировка сокета.

Практика и примеры

А теперь рассмотрим вышеприведенное на конкретном примере. Скачать уже готовые исходники можно, щелкнув .

Итак, рассмотрим очень неплохой пример работы с TServerSocket (этот пример - наиболее наглядное пособие для изучения этого компонента). В приведенных ниже исходниках демонстрируется протоколирование всех важных событий сервера, плюс возможность принимать и отсылать текстовые сообщения:

Пример 1. Протоколирование и изучение работы сервера, посылка/прием сообщений через сокеты.

{... Здесь идет заголовок файла и определение формы TForm1 и ее экземпляра Form1} {Полный исходник смотри } procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin {Определяем порт и запускаем сервер} ServerSocket1.Port:= 1025; {Метод Insert вставляет строку в массив в указанную позицию} Memo2.Lines.Insert(0,"Server starting"); ServerSocket1.Open; end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin {Останавливаем сервер} ServerSocket1.Active:= False; Memo2.Lines.Insert(0,"Server stopped"); end; procedure TForm1.ServerSocket1Listen(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь сервер "прослушивает" сокет на наличие клиентов} Memo2.Lines.Insert(0,"Listening on port "+IntToStr(ServerSocket1.Port)); end; procedure TForm1.ServerSocket1Accept(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь сервер принимает клиента} Memo2.Lines.Insert(0,"Client connection accepted"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь клиент подсоединяется} Memo2.Lines.Insert(0,"Client connected"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Здесь клиент отсоединяется} Memo2.Lines.Insert(0,"Client disconnected"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientError(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket; ErrorEvent: TErrorEvent; var ErrorCode: Integer); begin {Произошла ошибка - выводим ее код} Memo2.Lines.Insert(0,"Client error. Code = "+IntToStr(ErrorCode)); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {От клиента получено сообщение - выводим его в Memo1} Memo2.Lines.Insert(0,"Message received from client"); Memo1.Lines.Insert(0,"> "+Socket.ReceiveText); end; procedure TForm1.ServerSocket1ClientWrite(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Теперь можно слать данные в сокет} Memo2.Lines.Insert(0,"Now can write to socket"); end; procedure TForm1.ServerSocket1GetSocket(Sender: TObject; Socket: Integer; var ClientSocket: TServerClientWinSocket); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Get socket"); end; procedure TForm1.ServerSocket1GetThread(Sender: TObject; ClientSocket: TServerClientWinSocket; var SocketThread: TServerClientThread); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Get Thread"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ThreadEnd(Sender: TObject; Thread: TServerClientThread); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Thread end"); end; procedure TForm1.ServerSocket1ThreadStart(Sender: TObject; Thread: TServerClientThread); begin Memo2.Lines.Insert(0,"Thread start"); end; procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); var i: Integer; begin {Посылаем ВСЕМ клиентам сообщение из Edit1} for i:= 0 to ServerSocket1.Socket.ActiveConnections-1 do begin ServerSocket1.Socket.Connections[i].SendText(Edit1.Text); end; Memo1.Lines.Insert(0,"< "+Edit1.Text); end;

Приемы работы с TServerSocket (и просто с сокетами)

Хранение уникальных данных для каждого клиента.

Наверняка, если Ваш сервер будет обслуживать множество клиентов, то Вам потребуется хранить какую-либо информацию для каждого клиента (имя, и др.), причем с привязкой этой информации к сокету данного клиента. В некоторых случаях делать все это вручную (привязка к handle сокета, массивы клиентов, и т.д.) не очень удобно. Поэтому для каждого сокета существует специальное свойство - Data . На самом деле, Data - это всего-навсего указатель. Поэтому, записывая данные клиента в это свойство будьте внимательны и следуйте правилам работы с указателями (выделение памяти, определение типа, и т.д.)!

Посылка файлов через сокет.

Здесь мы рассмотрим посылку файлов через сокет (по просьбе JINX-а) :-). Итак, как же послать файл по сокету? Очень просто! Достаточно лишь открыть этот файл как файловый поток (TFileStream) и отправить его через сокет (SendStream)! Рассмотрим это на примере:

Нужно заметить, что метод SendStream используется не только сервером, но и клиентом (ClientSocket1.Socket.SendStream(srcfile) )

Почему несколько блоков при передаче могут обьединяться в один

Это тоже по просьбе JINX-а:-). За это ему огромное спасибо! Итак, во-первых, надо заметить, что посылаемые через сокет данные могут не только объединяться в один блок, но и разъединяться по нескольким блокам. Дело в том, что сокет - обычный поток, но в отличие, скажем, от файлового (TFileStream), он передает данные медленнее (сами понимаете - сеть, ограниченный трафик, и т.д.). Именно поэтому две команды:
ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("Hello, ");
ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("world!");
совершенно идентичны одной команде:
ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("Hello, world!");

И именно поэтому, если Вы отправите через сокет файл, скажем, в 100 Кб, то тому, кому Вы посылали этот блок, придет несколько блоков с размерами, которые зависят от трафика и загруженности линии. Причем, размеры не обязательно будут одинаковыми. Отсюда следует, что для того, чтобы принять файл или любые другие данные большого размера, Вам следует принимать блоки данных, а затем объединять их в одно целое (и сохранять, например, в файл). Отличным решением данной задачи является тот же файловый поток - TFileStream (либо поток в памяти - TMemoryStream). Принимать частички данных из сокета можно через событие OnRead (OnClientRead), используя универсальный метод ReceiveBuf . Определить размер полученного блока можно методом ReceiveLength . Также можно воспользоваться сокетным потоком (см. статью про TClientSocket). А вот и небольшой примерчик (приблизительный):

Как следить за сокетом

Это вопрос сложный и требует долгого рассмотрения. Пока лишь замечу, что созданный Вашей программой сокет Вы можете промониторить всегда:-). Сокеты (как и большинство объектов в Windows) имеют свой дескриптор (handle), записанный в свойстве Handle. Так вот, узнав этот дескриптор Вы свободно сможете управлять любым сокетом (даже созданным чужой программой)! Однако, скорее всего, чтобы следить за чужим сокетом, Вам придется использовать исключительно функции WinAPI Sockets.

Эпилог

В этой статье отображены основные приемы работы с компонентом TServerSocket в Дельфи и несколько общих приемов для обмена данными по сокетам. Если у Вас есть вопросы - скидывайте их мне на E-mail: [email protected] , а еще лучше - пишите в конференции этого сайта (Delphi. Общие вопросы), чтобы и другие пользователи смогли увидеть Ваш вопрос и попытаться на него ответить!

Карих Николай (Nitro ). Московская область, г.Жуковский

Начинающие программисты (и я сам, когда начинал учить Delphi), задаются вопросом: как же передать файл через сокеты, если кроме этого файла через сокет передаётся ещё куча информации!? Вроде бы проблема не такая уж и сложная, но всё же не из лёгких... После долгих поисков в интернете, я так и не нашёл ни одной полезной статьи по этой теме. Вот я и решил исправить этот недостаток, и в этой статье я постараюсь помочь решить эту проблему...

Напишем программу, которая сможет передавать файлы через сокеты (клиент и сервер), и кроме этого другие команды, например какое-нибудь сообщение! Клиент будет принимать файлы или команды, а сервер - отсылать. Если же клиент будет всё подряд записывать в буфер, то кроме файла, в нём будут и команды, а нам нужно сделать так, чтоб файлы и команды не в коем случае не сливались! Ещё нужно учитывать, что если файл большой, то при пересылке, он разрежется на несколько пакетов, то есть файл перешлётся не в одном пакете, а в нескольких, и событие OnClientRead будет вызываться несколько раз... В этом и заключается основная проблема передачи!

Чтоб можно было отделить команды от файла, сначала пошлём клиенту примерно такую строку: "file#file.txt#16", то есть: команда + разделитель + имя файла + разделитель + размер файла.
При получении данной команды, клиент перейдёт в режим приёма файла и всё подряд будет записывать в буфер, до тех пор пока размер файла не будет равен размеру принятых данных. Таким образом клиент отделит команды от файла!

И так приступим к написанию кода:
Начнём с сервера (он будет посылать файл):

Разместите на форму следующие компоненты: TServerSocket, TButton, TEdit, TProgressBar и TStatiusBar. Расположите их как показанно на рисунке.
Установите у компонента TServerSocket, порт (port): 1001.
Установите у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true.
В строке, вводится название файла для передачи, кнопка TButton, используется для передачи файла.

Сначала добавим буфер для файла в глобальные переменные:

Var Form1: TForm1; MS: TMemoryStream; // Буфер для файла

Теперь сделаем, чтоб при создании формы, открывался сокет:

Procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin ServerSocket1.Open; // Открываем сокет end;

При завершении приложения, нужно не забыть закрыть сокет:

Procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject); begin ServerSocket1.Close; // Закрываем сокет end;

При нажатии на кнопку посылаем файл:

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Передаём файл var Size: integer; P: ^Byte; begin MS:= TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла MS.LoadFromFile(Edit1.Text); // Загружаем файл в буфер // Посылаем информацию о файл (команда # название # размер) ServerSocket1.Socket.Connections.SendText("file#"+Edit1.Text+"#"+IntToStr(MS.Size)+"#"); MS.Position:= 0; // Переводим каретку в начало файла P:= MS.Memory; // Загружаем в переменную "P" файл Size:= ServerSocket1.Socket.Connections.SendBuf(P^, MS.Size); // Посылаем файл // Выводим прогресс ProgressBar1.Position:= Size*100 div MS.Size; StatusBar1.SimpleText:= "Отправлено "+IntToStr(Size)+" из "+IntToStr(MS.Size)+" байт"; end;

На событие OnClientRead, компонента TServerSocket, впишите следующий код:

Procedure TForm1.ServerSocket1ClientRead(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin if Socket.ReceiveText = "end" then // Если клиент принял файл, то... begin StatusBar1.SimpleText:= "Клиент принял файл"; MS.Free; // Убиваем буфер end; end;

Это нужно для того, чтоб сервер убил буфер, только после того, как клиент примет файл. Если убить буфер, сразу после передачи файла, то клиент не успеет принять весь файл! Как только клиент примет файл, он пошлёт серверу команду "end", что значит файл принят, и сервер убьёт буфер.

Теперь сделаем чтоб наш сервер выводил немного информации о соединении:
На событие OnClientConnect, компонента TServerSocket впишите следующий код:

Procedure TForm1.ServerSocket1ClientConnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin StatusBar1.SimpleText:= "Соединение установлено"; end;

А на событие OnClientDisconnect впишите:

Procedure TForm1.ServerSocket1ClientDisconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin StatusBar1.SimpleText:= "Соединение не установлено"; end;

Вот сервер и готов! Теперь перейдём к клиенту (он принимает файл) с пим возни будет побольше:

Разместите на форуму компоненты: TClientSocket, две метки TLabel, TProgressBar и TStatusBar.
Установите у компонента TClientSocket, порт (port): 1001 (как у сервера), а переменную адрес (address): 127.0.0.1 (ваш IP).
Не забудьте установить у компонента TStatusBar, переменную SimplePanel в true, чтоб было видно наш текст.
В одном TLabel"е выводится имя фала, в другой размер файла.
Должно получиться что-то похожее на это:

Объявляем переменные и оду процедуру. Запишите переменные именно в private , иначе ничего не будет работать:

Procedure Writing(Text: string); // Процедура записи в данных в буфер private { Private declarations } Name: string; // Имя файла Size: integer; // Размер файла Receive: boolean; // Режим клиента MS: TMemoryStream; // Буфер для файла

На событие создания формы, мы соединяемся с сервером и ждём передачи файла:

Procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin ClientSocket1.Open; // Открываем сокет Receive:= false; // Режим клиента - приём команд end;

При завершении приложения, закрываем сокет:

Procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject); begin ClientSocket1.Close; // Закрываем сокет end;

Так-же как и у сервера, сделаем чтоб клиент выдавал информацию о соединении:

Procedure TForm1.ClientSocket1Connect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin StatusBar1.SimpleText:= "Соединение установлено"; end; procedure TForm1.ClientSocket1Disconnect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin StatusBar1.SimpleText:= "Соединение не установлено"; end;

Теперь нам нужно вписать код в процедуру Writing. Эта процедура нужна для того, чтоб принятые данные записывать в файл. Код процедуры:

Procedure TForm1.Writing(Text: string); begin if MS.Size < Size then // Если принято байт меньше размера файла, то... MS.Write(Text, Length(Text)); // Записываем в буфер // Выводим прогресс закачки файла ProgressBar1.Position:= MS.Size*100 div Size; StatusBar1.SimpleText:= "Принято "+IntToStr(MS.Size)+" из "+IntToStr(Size); if MS.Size = Size then // Если файл принят, то... begin Receive:= false; // Переводим клиента в нормальный режим MS.Position:= 0; // Переводим каретку в начало буфера MS.SaveToFile(Name); // Сохраняем файл ClientSocket1.Socket.SendText("end"); // Посылаем команду "end", то есть файл принят MS.Free; // Убиваем буфер StatusBar1.SimpleText:= "Файл принят"; end; end;

Теперь на событие OnClientRead компонента TClientSocket, впишите следующий код:

Procedure TForm1.ClientSocket1Read(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); var Rtext: string; // Принятый текст begin Rtext:= Socket.ReceiveText; if Receive then // Если клиент в режиме приёма файла, то... Writing(RText) // Записываем данные в буфер else // Если клиент не в режиме приёма файла, то... begin if Copy(Rtext, 0, Pos("#", Rtext) -1) = "file" then // Если это файл, то... begin MS:= TMemoryStream.Create; // Создаём буфер для файла Delete(Rtext, 1, Pos("#", Rtext)); // Определяем имя файла Name:= Copy(Rtext, 0, Pos("#", Rtext) -1); // Определяем имя файла Delete(Rtext, 1, Pos("#", Rtext)); // Определяем размер файла Size:= StrToInt(Copy(Rtext, 0, Pos("#", Rtext) -1)); // Определяем размер файла Delete(Rtext, 1, Pos("#", Rtext)); // Удаляем последний разделитель Label1.Caption:= "Размер файла: "+IntToStr(Size)+" байт"; // Выводим размер файла Label2.Caption:= "Имя файла: "+Name; // Выводим имя файла Receive:= true; // Переводим сервер в режим приёма файла Writing(RText); // Записываем данные в буфер end; end; end;

Таким образом, если файл большой, и событие OnClientRead будет вызываться ни один раз, а несколько, то если клиент в режиме приёма файла, он будет записывать данные в буфер, если же нет, то клиент определит принятую команду, и если это файл, то перейдёт в режим приёма файла. Если вы чего-то не поняли, то прочитайте код программы, я там не зря всё раскоментировал:-)

Ну вот и всё...
Клиент и сервер - готовы! Сначала запустите сервер, а за тем клиента и попробуйте передать файлы, размером в несколько мегабайт:-) Я без проблем пересылал по сети файлы размером 10-12 Мб.

Удачи в программировании!

Ноябрь 16th, 2013 admin

Сокеты (от socket (англ.) - разъём, гнездо) - это программный интерфейс, обеспечивающий процессы обмена информацией между процессами.

В этой статье рассказывается о том, как разрабатываются приложения на основе сокетов на Borland Delphi. Стоит обратить внимание на то, что сокеты – база для протоколов. Иными словами, с их помощью можно самостоятельно создать (имитировать) POP, FTP, HTTP или любой другой протокол – даже новый, свой собственный.

Принцип работы с сокетными протоколами

Одни из основных достоинств сокетного обмена информацией в сети можно назвать его гибкость. Главный принцип работы с сокетами состоит в отправке последовательности символов другому компьютеру, будь то сообщение или целый файл. Причём без «ручного» контроля правильности передачи (как во время работы с COM-портами).

Примерный алгоритм работы с сокетами Delphi

Определение свойств Port и Host . Для успешного соединения свойствам Port и Host компонента TClientSocket необходимо присвоить некоторые значения.

В свойстве Port нужно указать номер порта для подключения (1 – 65535, но лучше брать из диапозона 1001 – 65535, потому что номера до 1000 могут оказаться заняты системными службами).

Host — хост-имя или IP-адрес компьютера, с которым требуется соединиться. Например, rus.delphi.com или 192.128.0.0.

Открытие сокета . Будем рассматривать сокет как очередь символов, передающихся с одного компьютера на другой. Открыть сокет можно, вызвав метод Open (компонент TClientSocket ) или присвоив значение True свойству Active . Тут нелишним будет поставить обработчик исключения на случай неудавшегося соединения.

Отправка/прием данных . Это как раз то, ради чего всё затеяно. От сервера зависит и то, через какой протокол производится обмена данными.

Закрытие сокета . По завершению обмена данными нужно закрыть сокет, вызвав метод Close компонента TClientSocket или присвоив значение False свойству Active .

Компонент TClientSocket

Столкнувшись с необходимостью работы с компонентом TClientSocket, разумным будет познакомиться с ним поближе.

Свойства:

Active (тип: Boolean) – показатель того, открыт или закрыт сокет. Открыт – значение True, закрыт – значение False. Доступно для записи.

Host (тип: string) – хост-имя компьютера, с которым нужно соединиться.

Address (тип: string) – тут IP-адрес компьютера, с которым нужно соединиться. В отличие от Host, здесь может быть указан только IP. Разница состоит в том, что если в Host указано буквенное имя компьютера, то IP запросится у DNS.

Port (тип: Integer (Word)) – номер порта компьютера, с которым нужно соединиться (1-65535).

Service (тип: string) – определяет службу, с портом которой произойдёт соединение (pop, ftp и т.д.). Можно сказать, что это некий справочник для сопоставления номера порта с каким-либо стандартным протоколом.

ClientType — содержит тип передачи данных :

ctBlocking — синхронная передача (OnRead и OnWrite не работают). Синхронный тип подключения подходит для поточного обмена данными;

ctNonBlocking — асинхронная передача (отправка/приём данных может производиться при помощи событий OnRead и OnWrite).

Методы:

Open — открывает сокет (присвоение свойству Active значения True).

Close — закрывает сокет (присвоение свойству Active значения False).

События:

OnConnect – возникает при установке подключения. В обработчике уже можно приступать к авторизации или отправке/приему данных.

OnConnecting – также возникает при подключении. Отличается от OnConnect тем, что подключение еще не установлено. Чаще всего используется, например, чтобы обновить статус.

OnDisconnect – событие возникает при закрытии сокета вашей программой, удаленным компьютером или из-за сбоя. OnError – событие возникает при ошибке. Во время открытия сокета это событие не поможет выловить ошибку. Во избежание появления сообщения от Windows об ошибке, лучше позаботиться о внутренней обработке исключений путём помещения операторов открытия в блок «try..except».

OnLookup – событие возникает при попытке получить IP-адрес от DNS.

OnRead – событие возникает при отправке вам каких-либо данных удалённым компьютером. При вызове OnRead возможна обработка принятых данных.

OnWrite – событие возникает, когда вашей программе разрешено писать данные в сокет.

Пример:


{В самом начале необходимо создать форму TForm1 и экземпляр Form1, создать на форме кнопку TButton, при нажатии на которую будет вызываться процедура Button1Click — обработчик события OnClick, и два поля TEdit, в которые предварительно нужно будет ввести хост-имя в один и порт в другой.
Обязательно нужно поместить компонент TClientSocket на форму!}

Procedure Button1Click(Sender: TObject); begin {В Host и Port пишем введённые в форме значения} ClientSocket1.Host:= Edit1.Text; ClientSocket1.Port:= StrToInt(Edit2.Text); {Открываем сокет и пытаемся подключиться} ClientSocket1.Open; end; procedure ClientSocket1Connect(Sender: TObject; Socket: TCustomWinSocket); begin {Если подключение прошло успешно, сокет закрываем, подключение обрываем} ClientSocket1.Close; end;

Может показаться, что программа абсолютно бесполезна, т.к. не способна принести хоть какую-то пользу. На самом деле, она представляет собой простейший сканер портов, суть которого состоит в проверке готовности порта к приему/отправке данных.
Поняв принцип, по которому работают сокеты в целом, и разобравшись в этом элементарном примере, достаточно несложно понять, как отправить сообщение или файл удалённому компьютеру или авторизоваться на сервере. Стоит обратить внимание на то, что для пересылки по сети сложных структур и файлов понадобятся специальные операторы.

Например, некоторые методы TClientSocket.Socket (TCustomWinSocket, TClientWinSocket) :

SendBuf(var Buf; Count: Integer) – отправка буфера через сокет. Это может быть любой тип: простой Integer, структура (record), или что-то ещё. Указать буфер нужно параметром Buf. Во втором параметре должен быть указан размер (в байтах) передаваемых данных (Count );

SendText(const S: string) – отправка текстовой строки;

SendStream(AStream: TStream) – отправка содержимого потока любого типа: файлового, из ОЗУ и т.д. Этот поток должен быть открыт.

В заключение

Из этой статьи можно почерпнуть знания, необходимые для поверхностного освоения понятия «сокеты» и приобретения общего понимания принципов работы с ними. Описание работы с сокетными потоками заслуживает отдельного внимания и выходит далеко за рамки этого повествования, так же, как и подробное описание процесса авторизации на сервере, блочной передачи файлов и различных нюансов использования сокетов.

Clientsocket onlookup delphi delphi сокеты пример работа с сокетами делфи delphi 2010 рабоиа с сокетами delphi все о работе с сокетами

Сокеты в делфи работа с сокетами делфи работа сокетов в делфи delphi все о работе с сокетами clientsocket onlookup delphi

выбрать меню: Component - Install Packages… - Add., далее нужно указать файл …\bin\dclsockets70.bpl.

Перейдем непосредственно к созданию проекта клиент-сервера, для начала на примере сетевого чата.

Сетевой чат на двух пользователей

Как правило, разработка любой программы начинается с определения задач, которые она должна выполнять, и определения уже на этом этапе нужных компонентов. Наша программа представляет собой чат на двоих пользователей, каждый из которых может быть как сервером, так и клиентом, значит, кидаем в форму компоненты ServerSocket и ClientSocket . Важным параметром для обоих является порт. Только при одинаковом значении свойства Port , связь между ними установится. Кинем в форму компонент Edit , чтобы оперативно изменять порт, назовем его PortEdit . Для соединения с сервером необходимо указывать IP сервера или его имя, поэтому кинем еще один Edit , назовем его HostEdit . Так же нам понадобятся еще два Edit "а для указания ника и ввода текста сообщения, назовем их NikEdit и TextEdit , соответственно. Текст принимаемых и отправляемых сообщений будет отображаться в Memo , кинем его в форму и назовем ChatMemo . Установим сразу вертикальную полосу прокрутки: ScrollBars = ssVertical , и свойство ReadOnly = True . Добавим клавиши управления Button : ServerBtn - для создания/закрытия сервера, ClientBtn - для подключения/отключения клиента к серверу, SendBtn - для отправки сообщений. Изменим Caption этих клавиш на "Создать сервер ", "Подключиться " и "Отправить ", соответственно. Последний штрих - добавим надписи Label для предания форме надлежащего вида (это по желанию).

Предупрежу сразу, проверок на корректность ввода значений в кодах не будет, поскольку это не есть главная цель. Проверки без труда вы можете прописать сами.

Определим, что должно происходить при создании формы. Опишем процедуру OnCreate :


begin
// предложенное значения порта
PortEdit.Text:="777";
// адрес при проверке программы на одном ПК ("сам на себя")
HostEdit.Text:="127.0.0.1";
// остальные поля просто очистим
NikEdit.Clear;
TextEdit.Clear;
ChatMemo.Lines.Clear;
end;

Будем считать, что выбран режим сервера. Перевод программы в режим сервера осуществляется клавишей "Создать сервер " (ServerBtn) . Чтобы не использовать лишних клавиш для отключения этого режима или компонентов типа RadioButton , можно использовать то же свойство Tag клавиши ServerBtn , изменяя его значения и выполняя те или иные операции, если значение соответствует указанному. Вот так выглядит процедура на нажатие клавиши ServerBtn (OnClick ):

procedure TForm1.ServerBtnClick(Sender: TObject);
begin
If ServerBtn.Tag=0 then
Begin
// клавишу ClientBtn и поля HostEdit, PortEdit заблокируем
ClientBtn.Enabled:=False;
HostEdit.Enabled:=False;
PortEdit.Enabled:=False;
// запишем указанный порт в ServerSocket
ServerSocket.Port:=StrToInt(PortEdit.Text);
// запускаем сервер
ServerSocket.Active:=True;
// добавим в ChatMemo сообщение с временем создания
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Сервер создан");
// изменяем тэг
ServerBtn.Tag:=1;
// меняем надпись клавиши
ServerBtn.Caption:="Закрыть сервер";
end
else
Begin
// клавишу ClientBtn и поля HostEdit, PortEdit разблокируем
ClientBtn.Enabled:=True;
HostEdit.Enabled:=True;
PortEdit.Enabled:=True;
// закрываем сервер
ServerSocket.Active:=False;

ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Сервер закрыт.");

ServerBtn.Tag:=0;

ServerBtn.Caption:="Создать сервер";
end;
end;

Разберемся с событиями, которые должны происходить при определенном состоянии ServerSocket "а. Напишем процедуру, когда клиент подсоединился к серверу (OnClientConnect ):

procedure TForm1.ServerSocketClientConnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
// добавим в ChatMemo сообщение с временем подключения клиента
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Подключился клиент.");
end;

Напишем процедуру, когда клиент отключается (OnClientDisconnect ):

procedure TForm1.ServerSocketClientDisconnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
// добавим в ChatMemo сообщение с временем отключения клиента
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Клиент отключился.");
end;

Когда на сервер приходит очередное сообщение клиента, мы должны сразу же отображать его. Напишем процедуру на чтение сообщения от клиента (OnClientRead ):


Socket: TCustomWinSocket);
begin


end;

Самое главное - отправка сообщений. У нас она осуществляется нажатием клавиши "Отправить" (SendBtn ), но необходима проверка режима программы сервер или клиент. Напишем ее процедуру (OnClick ):

procedure TForm1.SendBtnClick(Sender: TObject);
begin
// проверка, в каком режиме находится программа

// отправляем сообщение с сервера (он под номером 0, поскольку один)
ServerSocket.Socket.Connections.SendText("["+TimeToStr(Time)+"] "+NikEdit.Text+": "+TextEdit.Text)
else
// отправляем сообщение с клиента
ClientSocket.Socket.SendText("["+TimeToStr(Time)+"] "+NikEdit.Text+": "+TextEdit.Text);
// отобразим сообщение в ChatMemo
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] "+NikEdit.Text+": "+TextEdit.Text);
end;

Теперь разберемся с режимом клиента. Здесь наоборот, при нажатии клавиши "Подключиться" (ClientBtn ), блокируется ServerBtn и активируется ClientSocket . Вот процедура ClientBtn (OnClick) :

procedure TForm1.ClientBtnClick(Sender: TObject);
begin
If ClientBtn.Tag=0 then
Begin
// клавишу ServerBtn и поля HostEdit, PortEdit заблокируем
ServerBtn.Enabled:=False;
HostEdit.Enabled:=False;
PortEdit.Enabled:=False;
// запишем указанный порт в ClientSocket
ClientSocket.Port:=StrToInt(PortEdit.Text);
// запишем хост и адрес (одно значение HostEdit в оба)
ClientSocket.Host:=HostEdit.Text;
ClientSocket.Address:=HostEdit.Text;
// запускаем клиента
ClientSocket.Active:=True;
// изменяем тэг
ClientBtn.Tag:=1;
// меняем надпись клавиши
ClientBtn.Caption:="Отключиться";
end
else
Begin
// клавишу ServerBtn и поля HostEdit, PortEdit разблокируем
ServerBtn.Enabled:=True;
HostEdit.Enabled:=True;
PortEdit.Enabled:=True;
// закрываем клиента
ClientSocket.Active:=False;
// выводим сообщение в ChatMemo
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Сессия закрыта.");
// возвращаем тэгу исходное значение
ClientBtn.Tag:=0;
// возвращаем исходную надпись клавиши
ClientBtn.Caption:="Подключиться";
end;
end;

Остается прописать процедуры на OnConnect , OnDisconnect , OnRead клиента ClientSocket . Сначала на чтение сообщения с сервера (OnRead ):


Socket: TCustomWinSocket);
begin
// добавим в ChatMemo пришедшее сообщение
ChatMemo.Lines.Add(Socket.ReceiveText());
end;

procedure TForm1.ClientSocketConnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
// добавим в ChatMemo сообщение о соединении с сервером
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Подключение к серверу.");
end;

procedure TForm1.ClientSocketDisconnect(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
begin
// добавим в ChatMemo сообщение о потере связи
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Сервер не найден.");
end;

Вот тот минимум, который нужно проделать. Остается внести еще некоторый ряд алгоритмов для проверки правильности ввода некоторых значений.
Возникает вопрос: а если нужно передать данные и совсем не строковые, а какой-нибудь массив? Для этого есть специальные команды. Давайте попробуем написать алгоритм отправки массива, как команды для некоторой игры.

Отправка массива данных

Воспользуемся той же формой чата, только добавим несколько компонентов чуть ниже. Пусть задача - управлять объектом типа Shape , менять тип геометрической фигуры, цвет, размеры. Поместим в форму компонент GroupBox , а в него Shape , их имена будут такими же. Для изменения типа геометрической фигуры используем список ComboBox , назовем его ShapeCBox . Сразу заполнять не будем, это сделаем в OnCreate формы. Далее понадобится такой же ComboBox для выбора цвета, и два Edit "а для указания размера фигуры (в случае с прямоугольником имеем два значения, на круг будем использовать одно первое). Назовем их ColorCBox , Value1Edit , Value2Edit , соответственно. Последним кинем в форму компонент Button , назовем его SendBufBtn , Caption изменим на "Отправить буфер ".
Немного о том, как представить вводимые данные в виде буфера данных. Нужно сразу определиться в последовательности, какое значение, за каким следует в буфере. Пусть первым будет тип фигуры, за ним цвет, а следом оба значения размера. Для этих целей следует использовать массив длиной 4 и типом Byte . Добавим в раздел var массив:

Buf: array of Byte;

С размерами фигуры все понятно, а вот для типа и цвета нужна "таблица истинности". Представим ее следующим образом:

параметр код
прямоугольник 0
круг 1
-------------------
красный 0
зеленый 1
синий 2

Этого вполне хватит для демонстрации. По желанию круг параметров можно расширить, ввести тип заливки, тип контура, смещение, или воспользоваться примером для других целей.
Пропишем заполнение списков в OnCreate формы:

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin

// ...часть чата...

// заполнение списков
ShapeCBox.Items.Add("прямоугольник");
ShapeCBox.Items.Add("круг");
ColorCBox.Items.Add("красный");
ColorCBox.Items.Add("зеленый");
ColorCBox.Items.Add("синий");
end;

При нажатии клавиши "Отправить буфер " будем собирать данные с полей и формировать массив известной длины, а затем проверять на режим сервер/клиент и отправлять. Вот процедура SendBufBtn (OnClick) :

procedure TForm1.SendBufBtnClick(Sender: TObject);
begin
// соберем данные для отправки
Buf:=ShapeCBox.ItemIndex;
Buf:=ColorCBox.ItemIndex;
Buf:=StrToInt(Value1Edit.Text);
Buf:=StrToInt(Value2Edit.Text);
// проверяем режим программы
If ServerSocket.Active=True then
// отправим буфер с сервера (длина известна - 4)
ServerSocket.Socket.Connections.SendBuf(Buf,4)
else
// отправим буфер с клиента
ClientSocket.Socket.SendBuf(Buf,4);
// добавим в ChatMemo сообщение о передачи данных
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Данные переданы.");

Shape.Height:=Buf;
Shape.Width:=Buf;

If Buf>


Case Buf of
0: Shape.Brush.Color:=clRed;

2: Shape.Brush.Color:=clBlue;
end;
// изменить данные в полях
ShapeCBox.ItemIndex:=Buf;
ColorCBox.ItemIndex:=Buf;


end;

Немного изменим процедуру на чтение сообщения от клиента, выключим возможность приема сообщений и настроем на прием буфера (OnClientRead ):

procedure TForm1.ServerSocketClientRead(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
var
len: Byte;
begin
// добавим в ChatMemo клиентское сообщение


len:=Socket.ReceiveLength;
Socket.ReceiveBuf(Buf,len);
// применим изменения к своему Shape
Shape.Height:=Buf;
Shape.Width:=Buf;
If Buf>0 then Shape.Shape:=stCircle {круг}
else Shape.Shape:=stRectangle; {прямоуголник}
// выбор цвета по таблице истинности
Case Buf of
0: Shape.Brush.Color:=clRed;
1: Shape.Brush.Color:=clGreen;
2: Shape.Brush.Color:=clBlue;
end;
// изменить данные в полях
ShapeCBox.ItemIndex:=Buf;
ColorCBox.ItemIndex:=Buf;
Value1Edit.Text:=IntToStr(Buf);
Value2Edit.Text:=IntToStr(Buf);


end;

Осталось аналогичным образом изменить процедуру на чтение клиентом сообщения от сервера (OnRead ):

procedure TForm1.ClientSocketRead(Sender: TObject;
Socket: TCustomWinSocket);
var
len: Byte;
begin
// добавим в ChatMemo сообщение с сервера
// ChatMemo.Lines.Add(Socket.ReceiveText());
// принимаем буфер неизвестного размера
len:=Socket.ReceiveLength;
Socket.ReceiveBuf(Buf,len);
// применим изменения к своему Shape
Shape.Height:=Buf;
Shape.Width:=Buf;
If Buf>0 then Shape.Shape:=stCircle {круг}
else Shape.Shape:=stRectangle; {прямоуголник}
// выбор цвета по таблице истинности
Case Buf of
0: Shape.Brush.Color:=clRed;
1: Shape.Brush.Color:=clGreen;
2: Shape.Brush.Color:=clBlue;
end;
// изменить данные в полях
ShapeCBox.ItemIndex:=Buf;
ColorCBox.ItemIndex:=Buf;
Value1Edit.Text:=IntToStr(Buf);
Value2Edit.Text:=IntToStr(Buf);
// добавим в ChatMemo сообщение о приходе данных
ChatMemo.Lines.Add("["+TimeToStr(Time)+"] Пришли данные.");
end;

Это и все, что нужно сделать. Обратите внимание на то, что если не отключать принятие сообщения (Socket.ReceiveText() ) и попытаться одновременно принять и сообщение и буфер, то это приведет к потере данных одной из функций. Решить эти проблемы можно за счет перевода сообщения в формат буфера вот так:

For i:=1 to Length(TextEdit.Text) do
Buf:=Copy(TextEdit.Text,i,1);

Очевидно, что массив станет на одну ячейку больше и изменит свой тип на символьный или строковый. Buf при этом будет служить меткой, чем является пришедший буфер: сообщением или данными. В процедурах получения сообщений нужно сделать условие примерно так:

len:=Socket.ReceiveLength;
Socket.ReceiveBuf(Buf,len);
If Buf="t" then
Begin
… делать операцию по соединению в строку (через цикл)
end;
If Buf="c" then
Begin
… делать операцию по изменению параметров Shape
end;