Directx 12 плюсы и минусы. DX11 и DX12: а есть ли между ними разница? Графические API и процессорозависимость

Список игр, поддерживающих DirectX 12, заметно увеличился. В этом материале мы рассмотрим HITMAN, Rise of the Tomb Raider и Ashes of the Singularity. Эти игры поддерживают и DirectX 11, и DirectX 12. Две из них вышли совсем недавно. Ashes of the Singularity все еще находится на стадии beta-тестирования. Эксклюзивно для Windows 10 вышла ремастеринг-версия культовой Gears of War. Совсем скоро появятся игры ААА-класса: Deus Ex: Mankind Divided, Forza Motorsport 6 Apex и Quantum Break. На только что прошедшей выставке GDC представили движок CryEngine V. Отныне все Xbox-эксклюзивы будут выходить в том числе и на ПК. Но только исключительно под Windows 10. Спасибо новой стратегии Microsoft .

Качество

Как я уже говорил, DirectX 12 разработан для более качественной оптимизации под современное железо. Технологии Tiled Resources, Typed UAV и Bind, входящие в состав этого API, существенно (на бумаге) экономят ресурс видеопамяти и ориентируют API на использование большего числа ядер центрального процессора. Принцип консервативной растеризации ускоряет расчет теней и фильтра MSAA. Логично, что оптимизация приведет и к улучшению качества графики, но самое главное - это все же увеличение стабильности и быстродействия.

Давайте сравним графику DirectX 11 и DirectX 12 в HITMAN и Rise of the Tomb Raider. Ниже прикреплено несколько скриншотов в разрешении Ultra HD (осторожно, каждый файл весит 8-10 Мбайт!). Настройки качества - .

DirectX – это набор необходимых библиотек для Microsoft Windows 32 bit и 64 bit. Новый Директ Х11 предназначен для корректной работы различных компьютерных игр, также для других программ, например для проигрывания видео и звука в некоторых плеерах. Проигрыватели так же могут его использовать. Любые компьютерные игры использую 3D графику, которая реализована будет на технологии Директ Х12. Без своевременного обновления программного обеспечения технологии DirectX для компьютера, у вас может не запуститься компьютерная игра.

Если у вас даже уже установлена эта программа, но более старой версии, то для правильной работы и отображения 3Д графики современных компьютерных игр, мы Вам рекомендуем скачать и обновить DirectX бесплатно до последней версии.

В технологии Директ Икс имеется так же низкоуровневые функции, такие как двух мерное (2D) ускорение графики. Так же имеется поддержка различных устройств ввода, таких как джойстик, клавиатура, мышка. Имеется поддержка и аудио оборудования, для обеспечения качественного звучания. Часто, при установке игры, с ней может поставляться в комплекте DirectX 11 , так же и устаревшие версии DirectX 10 или DirectX 9.0c . Данные версии уже не актуальны и мы Вам рекомендуем обновить их до последней версии DirectX 12 . Это все вызвано тем, что DirectX для Windows 10, 8, 7 может обновляется довольно-таки часто, и необходимо следить за обновлениями. С каждой новой версией программы, добавляются новые библиотеки, новые внедренные технологии, для улучшения качества графики в компьютерных играх и не только. У каждого геймера должны быть всегда под рукой различные свежие драйвера, один из которых DirectX 11 и 12 для Windows 7, 8, 10. Так что мы Вам рекомендуем установить последнюю версию DirectX, которую Вы можете Бесплатно скачать DirectX 11 / 12 для Windows 7, 8, 10 по прямой ссылке без регистрации и смс у нас на сайт.

Благодаря данному инсталлятору, скачать который Вы можете чуть ниже, Вы получите обновление DirectX 9.0c, 10, 11, 11.1, 12 для Windows 10, 8 и 7. Вам только потребуется подключение к интернету. Запустив Web инсталлятор, Вы сможете обновить DirectX до последней версии с официального сайта.

Официальный релиз DirectX 12 для Windows 7, 8, 10 состоялся уже давно. Хотим обратить внимание, что DirectX 12 для Windows 10 Вам нет необходимости устанавливать, т.к он встроен в систему Виндовс 10.

Часто пользователи не знают ответа на вопрос — как проверить версию DirectX на Windows 10, 7, 8? Для этого необходимо нажать одновременно клавиши на клавиатуре Win+R (где Win - клавиша с эмблемой Windows) или нажмите на кнопку Пуск (в Windows 10 и 8 - правый клик по «Пуск» - «Выполнить»), и в поле поиска введите dxdiag , а затем нажмите клавишу Enter. Откроется окно Средство диагностики DirectX , и в вкладке «Система» Вы увидите информацию о установленной версии DirectX.

Технологии принадлежит будущее, — столь много усовершенствований вобрал в себя новый интерфейс программирования. Direct3D 12 (и его кроссплатформенный коллега Vulkan) позволяет игровому движку более эффективно распоряжаться ресурсами GPU за счет прямого управления теми задачами, которые в предыдущих итерациях API выполнял драйвер или сами библиотеки Direct3D. Современные GPU в полной мере поддерживают функции рендеринга Direct3D 12 и обеспечивают эффективную интеграцию графики с вычислениями общего назначения (так называемыми асинхронными вычислениями).

Вот только на практике API нового поколения еще далеки от реализации всего заложенного в них потенциала. Не будем приукрашивать картину, которая открылась в первой части тестирования видеокарт в Direct3D 12 и Vulkan. Фактически лишь две из игр, которые мы постоянно используем в качестве бенчмарков GPU, показали, на что способно новое ПО при должном старании разработчиков, — мы говорим о Ashes of the Singularity и DOOM. В остальных тестах при смене API можно рассчитывать в лучшем случае на умеренный рост быстродействия, и то с массой оговорок.

Так, среди графических процессоров последних поколений только большие чипы AMD — Hawaii (Radeon R9 390X), Fiji (Radeon R9 Fury X) и Vega (Radeon RX Vega 64) — проявили большую симпатию по отношению к Direct3D 12. На быстродействие флагманской видеокарты NVIDIA (GeForce GTX 1080 Ti) программный интерфейс в среднем никак не влияет, а остальные «зеленые» процессоры работают под ним хуже, чем под старым. Наконец, Microsoft невольно выдала черную метку чипам с архитектурой Kepler и Maxwell, которые, по всей видимости, уже никогда не обретут полноценной поддержки в игровых движках под Direct3D 12.

Слабость API нового поколения является обратной стороной их силы: «тонкие» библиотеки Direct3D 12 отдали множество функций разработчикам игровых движков, а внедрение нужных приемов программирования в массовом ПО идет с запозданием. Неудивительно, ведь в игровых компьютерах по-прежнему стоит масса видеокарт, которые в лучшем случае лишь формально совместимы с Direct3D 12 и Vulkan, поэтому мощную оптимизацию игр под новые API пока можно наблюдать лишь в отдельных проектах на основе собственных движков.

Графические API и процессорозависимость

Однако часть функций Direct3D 12 и Vulkan не требует от разработчиков игр особенных усилий. Сама структура конвейера этих API позволяет снизить нагрузку на центральный процессор за счет сокращения времени подготовки draw call, что особенно важно, когда на экране присутствует множество отдельных моделей [прим.: Draw call - команда, требующая создать единственную полигональную сетку (mesh)] .

Впервые на эту проблему обратили внимание AMD и DICE, создатели проприетарного низкоуровневого интерфейса Mantle. Первым тайтлом с поддержкой Mantle стала Battlefield 4, но тогда, в 2014 году, игровая графика не была настолько богата геометрией, чтобы центральный процессор ограничивал частоту смены кадров в сбалансированной системе. Даже год спустя мы пришли к выводу (см. наше тестирование процессорозависимости), что любой современный процессор Intel с четырьмя ядрами раскрывает потенциал топовых GPU того времени.

Но за прошедшее время обстановка поменялась: игры стали сложнее, а GPU получили многократно возросшую вычислительную мощность. CPU, напротив, развиваются достаточно медленно с точки зрения однопоточной производительности, а пятое, шестое, седьмое и так далее ядра в играх используются редко. Многие геймеры производили апгрейд с двухъядерного процессора на четырехъядерный с расчетом не менять его еще долгие годы, поэтому сейчас вопрос процессорозависимости вновь стал актуальным.

Самый яркий, хотя и довольно экзотический пример — стратегия Ashes of the Singularity. Ее движок именно за счет быстрой отдачи draw call сильно наращивает быстродействие под Direct3D 12 и Vulkan даже при мощном центральном процессоре. Но в нашей методике есть и другие игры с богатой геометрией. В этот раз мы проведем тестирование на платформе с четырьмя ядрами и сниженной частотой CPU, а потом сравним результаты с тем, что было получено ранее при помощи высокопроизводительного процессора.

В предыдущей части тестирования процессор нашего тестового стенда, Core i7-5960X, работал на постоянной частоте 4 ГГц при восьми активных ядрах. Для имитации более слабого CPU мы отключили половину ядер и установили тактовую частоту на отметке 2,5 ГГц.

Честно говоря, это не очень реалистичная конфигурация для современных CPU Intel (даже младшие модели Core i5 поколений Caby Lake и Coffee Lake берут более высокие частоты при полной загрузке четырех ядер), но она вполне соответствует некоторым моделям предыдущих поколений. 1,5 ГГц — подходящая разница, чтобы наглядно показать связь версии графического API и процессорозависимости, а измерение кадровой частоты на всем спектре моделей современных CPU пусть останется задачей для следующей части нашей серии «Процессорозависимость».

С другой стороны, мы зашли не настолько далеко, чтобы оставить два активных ядра. В современном домашнем ПК такому процессору уже не место, и некоторые игры просто не будут нормально работать на двух ядрах.

По итогам первого тестирования мы дисквалифицировали из участников несколько видеокарт, в первую очередь GeForce GTX 970 и GTX 980 Ti, которые не годятся для игр под Direct3D 12 и Vulkan в силу архитектурных особенностей. Кроме того, были исключены бюджетные игровые видеокарты Radeon RX 560 и GeForce GTX 1050 Ti — у них попросту недостаточно мощные GPU, чтобы оптимизация API сыграла большую роль даже на слабой платформе.

Наконец, мы нашли несколько ошибок в тестовых результатах первой части стати и приведем все данные (как при сильном, так и при слабом CPU) в обобщающих графиках и таблицах. Для того чтобы обеспечить корректное сравнение, новые результаты получены на тех же версиях драйверов (Radeon Software Crimson Adrenalin Edition 18.1.1 и GeForce Game Ready Driver 390.65), которые мы использовали в прошлый раз. Драйверы довольно старые, но, если бы мы повторили тесты на актуальных версиях, это бы не повлияло сколь-либо существенно на результаты. В конце концов, самая свежая из выбранных игр вышла еще в сентябре прошлого года, и драйверы уже содержат оптимизации для всех них. За прошедшее время каких-либо глобальных изменений в ПО, которые поднимают общее быстродействие, производители GPU не внесли.

Тестовый стенд, методика тестирования

Конфигурация тестовых стендов
CPU Intel Core i7-5960X (4 ядра @ 2,5 ГГц, постоянная частота)
Intel Core i7-5960X (8 ядер @ 4,0 ГГц, постоянная частота)
Материнская плата ASUS RAMPAGE V EXTREME
Оперативная память Corsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4 × 4 Гбайт
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт + Crucial M550 512 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Thermalright Archon
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты Radeon Software Crimson Adrenalin Edition 18.1.1
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты GeForce Game Ready Driver 390.65
Бенчмарки: игры
Игра (в порядке даты выхода) API Настройки, метод тестирования Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 3840 × 2160
Rise of the Tomb Raider DirectX 11/12 Макс. качество, VXAO выкл. Встроенный бенчмарк Выкл.
Tom Clancy’s The Division DirectX 11/12 Макс. качество, HFTS выкл. Встроенный бенчмарк SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling TAA: Stabilization
DOOM OpenGL 4.5 / Vulkan Макс. качество. Миссия Foundry TSSAA 8TX Выкл.
Deus Ex: Mankind Divided DirectX 11/12 Макс. качество. Встроенный бенчмарк Выкл.
Battlefield 1 DirectX 11/12 Макс. качество. OCAT, начало миссии Over the Top TAA
Ashes of the Singularity: Escalation DirectX 11/12/ Vulkan Выкл.
Total War: WARHAMMER II, встроенный бенчмарк DirectX 11/12 Макс. качество. Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Выкл.

В тестовую обойму вошли семь игр 2016-2017 годов выпуска, среди которых шесть поддерживают API Direct3D 12 и две — Vulkan. Доподлинно известно, что все они так или иначе задействуют функцию Multi-Engine («асинхронные вычисления»). И пара слов о DOOM. Эта игра использует так называемые Shader Intrinsitc Functions — шейдеры, непосредственно исполняемые на GPU избранной архитектуры, в обход стадии компиляции из высокоуровневого кода. Только Vulkan, в отличие от OpenGL и Direct3D любой версии, дает такую возможность, и только AMD выпустила для Vulkan соответствующее расширение. Собственные Shader Intrinsics есть и у NVIDIA, но они доступны только через проприетарый интерфейс NVAPI или библиотеки GameWorks. Именно поэтому Vulkan в DOOM принес GPU AMD такой мощный прирост быстродействия, хотя не обижены и чипы NVIDIA.


DirectX 12: Новый этап в развитии игр

29 июля состоится релиз Windows 10. И в составе новой ОС мы увидим пакет API DirectX 12, который является эксклюзивным для данной версии.

DirectX 12 обещает быть прорывом в игровой индустрии, так как позволяет поднять уровень графики и производительности на новый уровень, независимо от конфигурации устройства, на котором оно запущено.

Более детально обо всех изменениях и нововведениях мы расскажем вам в нашей статье, посвященной DirectX 12.

“Свершилась мечта всех любителей графония! Появилась поддержка нескольких видеокарт на уровне интерфейса! Причем совместно можно использовать не только видеоадаптеры, работающие в SLI или CrossFire, но и GPU встроенные в CPU, даже от разных производителей.”


С выходом Windows 10 всем станет доступна новая версия API DirectX, которая сильно изменит производительность в играх в лучшую сторону. В отличие от предыдущих версий, для работы вам не потребуется новая видеокарта, так как почти все выпущенные GPU за последние несколько лет будут иметь поддержку Dx12.

Новая версия интерфейса для игр и мультимедийных приложений, которая будет работать на всех устройствах Microsoft: смартфонах, планшетах, ноутбуках, персональных компьютерах и Xbox One. DX12, давая доступ разработчикам к низкоуровневому программированию и улучшенной многопоточности, позволит улучшить производительность уже имеющегося железа в играх. По данным AMD, использование нового API позволяет увеличить количество обрабатываемых объектов в 16.5 раз по сравнению с DX11 при той же частоте кадров. А встроенная поддержка DX12 в Windows 10 сулит ему невероятную популярность. (c) Windows 10 - Восемь самых важных нововведений для геймера

Про DirectX

Перед тем как детально рассказать про Dx12 и все нововведения, напомню, что же такое DirectX, из каких частей состоит весь пакет этого API.

DirectX (от англ. direct - прямой, непосредственный) - это набор API, разработанных для решения задач, связанных с программированием под Microsoft Windows. Наиболее широко используется при написании компьютерных игр. Пакет средств разработки DirectX под Microsoft Windows бесплатно доступен на сайте Microsoft. Зачастую обновленные версии DirectX поставляются вместе с игровыми приложениями. (c) Wikipedia

Основной библиотекой, в которой чаще всего происходят изменения и внедрение новых технологий, является Direct3D. С каждым важным апдейтом этой библиотеки весь пакет DirectX получает новый индекс. Самые важные нововведения в Dx12 сделаны именно в ней. Остальные библиотеки тоже обновлены, но никаких новых технологий в них почти нет, хотя Microsoft обещают что-то новое в будущих обновлениях DirectX.

В целом пакет DirectX подразделяется на такие библиотеки:

  • Direct2D - интерфейс вывода двухмерной графики.
  • Direct3D (D3D) - интерфейс вывода трёхмерных примитивов.
  • DirectInput - интерфейс, используемый для обработки данных, поступающих с клавиатуры, мыши, джойстика и пр. игровых контроллеров.
  • DirectPlay - интерфейс сетевой коммуникации игр.
  • DirectSound - интерфейс низкоуровневой работы со звуком (формата Wave)
  • DirectMusic - интерфейс воспроизведения музыки в форматах Microsoft.
  • DirectShow - интерфейс, используемый для ввода/вывода аудио- и/или видеоданных.

Каждая новая версия DirectX приурочена к определенному важному техническому прорыву. В основном это новые версии шейдерных моделей, которые поддерживаются только определенными поколениями GPU и версиями Windows.

Ключевые особенности версий:

  • DirectX 6.0 - Мультитекстурирование
  • DirectX 7.0 - Аппаратная поддержка преобразований, обрезания и освещения
  • DirectX 8.0 - Шейдерная модель 1.1
  • DirectX 8.1 - Пиксельные шейдеры 1.4 и вершинные шейдеры 1.1
  • DirectX 9.0 - Шейдерная модель 2.0
  • DirectX 9.0b - Пиксельные шейдеры 2.0b и вершинные шейдеры 2.0
  • DirectX 9.0c - Шейдерная модель 3.0
  • DirectX 10 - Шейдерная модель 4.0
  • DirectX 10.1 - Шейдерная модель 4.1
  • DirectX 11 - Шейдерная модель 5.0
  • DirectX 11.1 - Шейдерная модель 5.1
  • DirectX 12 - API низкоуровневого рендеринга, улучшенная многопоточность, поддержка нескольких GPU на уровне API

Особенности и новые технологии в DirectX 12


Низкоуровневый доступ
Если раньше интерфейс DirectX был нацелен на универсальность и не давало разработчикам прямого доступа к низкоуровневым функциям видеокарты, то теперь благодаря новым процедурам вызова, доступ к ним открыт, и даже больше – если разработчики не используют их, драйверы смогут автоматически оптимизировать их использование для решения стандартных задач. Благодаря такому подходу, использование специфичных технологий видеокарт позволит увеличить производительность даже в старых играх, портированных на DX12.

Многопоточная оптимизация
DirectX 12 – первая из всех версий, которая оптимизирована под многопоточность на низком уровне. Игры смогут более равномерно нагружать все доступные ядра CPU, в связи с чем повышается производительность игры в целом. Уменьшается время на обработку основного потока игры, и также позволяет вызывать больше Draw-call. В итоге – на том же железе можно отрисовывать в разы больше объектов без понижения частоты кадров. DX 12 выжмет из вашего ПК весь потенциал!

Оптимизация многопоточности CPU





Использование нескольких GPU
Свершилась мечта всех любителей графония! Появилась поддержка нескольких видеокарт на уровне интерфейса! Причем совместно можно использовать не только видеоадаптеры, работающие в SLI или CrossFire, но и GPU встроенные в CPU, даже от разных производителей. Игры будут обращаться не к конкретному GPU за обработкой графики, а ко всему массиву видеокарт, доступных в системе, как к единому GPU.


Подтверждения того, можно ли будет объединить две дискретные видеокарты от AMD или Nvidia, пока нет, но сами компании демонстрируют совместную работу APU+GPU от AMD, или встроенного видео ядра Intel + дискретной карты Nvidia GTX. Возможно, нас ждут кроссбрендовые связки или использование видеокарт разных поколений в одной системе, что положит конец многолетней войне фанбоев AMD и Nvidia.


Главным достоинством объединения всех GPU в один кластер является возможность обработки каждого отдельного кадра всем массивом, что устраняет проблемы совместимости игр с Multi-GPU, а также позволяет не копировать видеопамять каждого устройства, а использовать ее совместно, то есть теперь объём памяти нескольких видеокарт суммируется!



Использование всего потенциала eSRAM (только Xbox One)
eSRAM – особая высокоскоростная память, используемая в GPU Xbox One. Если раньше было специальное API для работы с ней, то сейчас эти процедуры и функции встроены в Dx12, а доступ к ней оптимизирован, и более прост для конечных разработчиков. Поэтому нас ожидает увеличение производительности консоли, а также увеличения качества и быстродействия в будущих играх.


Обратная совместимость с DirectX 11 видеокартами
Большинство современных видеокарт, которые поддерживают DX 11.1, полностью совместимы с DX 12. Более ранние видеокарты будут поддерживать новое API только частично. Сейчас более 70% видеокарт, которые есть у геймеров, будут иметь полную или частичную поддержку всех нововведений. Полный список видеокарт, совместимых с DX 12, по заявлениям производителей, будет представлен в конце статьи.


DirectX 12 + встроенные и low-end GPU
Все преимущества DirectX 12 будут доступны не только игровым ПК c видеокартами последнего поколения, но и устройствам с бюджетными видеокартами или даже встроенными в процессоры GPU, например, ноутбукам и планшетам. Тесты, произведенные на Surface Pro 3 с процессором Core i5 с встроенным Intel 4400 GPU, показывают прирост производительности свыше 50% в графических приложениях и играх на примере специального бенчмарка, в котором частота кадров увеличилась с 19 FPS до 33 FPS, при использовании нового API.


4k + DirectX 12
Также нас ждет оптимизация работы с высокими разрешениями, и при переходе на DX12 средний уровень повышения производительности в разрешениях 4k составит 30-40 процентов. Такие числа назвал главный разработчик Project CARS - Ian Bell.


Похожие технологии

До выхода Dx12 некоторые компании представили свои API, схожие по функционалу, но ориентированные на конкретные GPU определенного производителя или на другие графические библиотеки, такие как OpenGL.

Mantle - спецификация низкоуровневого API, разработанная компанией AMD в качестве альтернативы DirectX и OpenGL. В настоящее время поддерживается лишь графическими процессорами AMD архитектуры GCN, хотя есть вероятность, что другие производители GPU могли бы реализовать её в будущем, но в связи с выходом Dx12, который поддерживается всеми производителями GPU на рынке, вероятность этого крайне мала. Ну а последним гвоздем в гроб может стать то, что, судя по тестам проведенным самой AMD, Dx12 работает быстрее их собственной технологии на их же видеокартах.

Vulkan API - изначально был известен как «новое поколение OpenGL» или просто «glNext», но после анонса компания Khronos Group отказалась от этих наименований в пользу названия Vulkan. Как и OpenGL, Vulkan позволяет с высокой производительностью отображать в реальном времени различные приложения с 3D графикой, такие как игры или интерактивные книги, на всех платформах, а также обеспечивает более высокую производительность и меньшую нагрузку на процессор, аналогично Direct3D 12 и Mantle. Vulkan основан на технологиях AMD в Mantle. Как и в прошлом OpenGL, в будущем Vulkan станет единственной достойной альтернативой DirectX и будет поддерживаться Open Source объединениями и такими гигантами игростроя, как Valve.

Список видеокарт с поддержкой DirectX 12 в настоящее время

  • AMD Radeon™ R9 Series graphics
  • AMD Radeon™ R7 Series graphics
  • AMD Radeon™ R5 240 graphics
  • AMD Radeon™ HD 8000 Series graphics for OEM systems (HD 8570 and up)
  • AMD Radeon™ HD 8000M Series graphics for notebooks
  • AMD Radeon™ HD 7000 Series graphics (HD 7730 and up)
  • AMD Radeon™ HD 7000M Series graphics for notebooks (HD 7730M and up)
  • AMD A4/A6/A8/A10-7000 Series APUs (codenamed “Kaveri”)
  • AMD A6/A8/A10 PRO-7000 Series APUs (codenamed “Kaveri”)
  • AMD E1/A4/A10 Micro-6000 Series APUs (codenamed “Mullins”)
  • AMD E1/E2/A4/A6/A8-6000 Series APUs (codenamed “Beema”)
  • Nvidia Fermi (GTX 400, GTX 500)
  • Nvidia Kepler (GTX 600, GTX 700)
  • Nvidia Maxwell (GTX 700, GTX 900)
  • Intel Haswell (HD 5000, 4600, 4400 and 4200; Iris 5200 and 5100)
  • Intel Broadwell (HD 6000, 5600, 5500 and 5300; Iris 6200 and 6100)

Вместо заключения. Выводы

Если Microsoft и производители GPU выполнят свои обещания и не будут блокировать кросс-вендорные связки, как сейчас происходит с PhysX и Mantle, нас ждет технический прорыв. Спустя столько лет и разочарований вроде ПК версии Batman Arkham Knight, разработчики API и игр взялись за оптимизацию кода под имеющееся железо. Что еще нужно геймеру? Конечно, больше FPS бесплатно! Следующие поколения видеокарт будут оптимизированы еще больше под DX12 и будут иметь больше мегагерц и гигабайт, поддержку новых технологий, но играть комфортно в новые игры можно будет уже совсем скоро. Многие скажут, что игр под новый DirectX еще нет и не будет, и они будут почти правы. Но множество хитовых тайтлов этого года получат обновления для поддержки нового API после выхода Windows 10. А 90% игр, релиз которых состоится в конце этого года, уже заявили о его поддержке. А что будет на самом деле, узнаем в ближайшие месяцы, оставайтесь на связи!

В 2015 году компания Microsoft представила новый графический API (средство интеграции приложений) - DirectX 12 для Windows 10. Как отметили многи пользователи, новый «директ икс» намного лучше и шустрее предыдущего. Однако и в его работе есть определённые огрехи. Благо, устранить их не так сложно.

Что такое DirectX 12

DirectX 12 - это компонент интерфейса, который нужен для корректной работы приложений, использующих ресурсы видеокарты. Другими словами, DirectX 12 обеспечивает взаимодействие между операционной системой и аппаратной частью, позволяя максимально использовать все возможности компьютера.

Зачем DirectX 12 в Windows 10

Как и любой другой графический API, DirectX 12 нужен в основном для корректной работы компьютерных игр с качественной графикой. Он позволяет использовать все ресурсы компьютера, чтобы добиться лучшей производительности и получить «красивую картинку».


Вы можете увидеть, что второе изображение лучше прорисовано: нет размытости деревьев и дальних объектов

Кроме того, этот компонент обеспечивает эффективное использование возможностей многоядерных процессоров и поддерживает новые графические ускорители. То есть, если ваш компьютер оснащён одной из новых высокопроизводительных видеокарт, то DirectX 12, в отличие от предыдущих версий, позволит использовать все её возможности по максимуму.

Чем DirectX 12 отличается от предыдущих версий

Ещё при разработке DirectX 12 производители сообщили, что он разрабатывается для более качественного взаимодействия с современной аппаратной частью. Если сравнивать его с предыдущими версиями, то можно отметить следующие отличия:

  • технологии Tiled Resources, Typed UAV и Bind, которые являются частью нового API, экономнее распределяют ресурсы памяти между процессами и облегчают использование ядер процессора;
  • новые режимы наложения и консервативная растеризация ускоряют расчёт теней и MSAA (метод полноэкранного сглаживания, который немного ухудшает качество изображения, но даёт огромную экономию вычислительной мощности);
  • возможность объединения видеокарты разных производителей в единую графическую подсистему;
  • снижение уровня абстрагирования оборудования, что даёт разработчикам лучший доступ к использованию возможностей графического чипа;
  • поддержка объектов состояния конвейера и таблиц дескрипторов, что улучшает производительность в алгоритмах определения коллизий, расчёта прозрачности и построения геометрической модели местности.
  • Вышеперечисленные преимущества имеют значение для разработчиков игр и программистов. Если говорить о среднестатистическом пользователе ПК, то для него главным отличием DirectX 12 от предыдущих версий является лучшая производительность при одновременной экономии ресурсов памяти.

    Видео: сравнение DirectX версий 11 и 12

    Можно ли использовать DirectX 11.2 вместо DirectX 12

    DirectX 12 идёт в комплекте с Windows 10: все необходимые библиотеки уже имеются на компьютере после установки операционной системы или её обновления до 10 версии. Другими словами, если вы поставили Windows 10, то DirectX 12 уже тоже установлен. Однако не все видеокарты его поддерживают, поэтому иногда, даже с последней Windows, используется DirectX 11.2. Сегодня это не оказывает значительного влияния на работу компьютера, так как DirectX 12 ещё довольно «сырой» продукт. Вы можете использовать DirectX 11.2 вместо версии 12.

    Почему в Windows 10 установлен DirectX 11.2, а не DirectX 12

    Вы установили Windows 10, но вместо DirectX 12 используется версия 11.2. Почему так происходит? Есть две причины:

  • DirectX 12 не поддерживается видеоадаптером (временно, пока производители не выпустили новые драйверы);
  • драйверы графической карты устарели (их можно обновить на официальных сайтах NVIDIA, AMD или Intel).
  • Учитывайте, что производители не будут выпускать драйверы под старые модели видеокарт, поэтому вам, возможно, придётся либо менять графический адаптер, либо использовать предыдущие версии DirectX.

    Как узнать версию установленного DirectX

  • Нажмите одновременно клавиши Win + R. Откроется окно «Выполнить».
    Заметьте, что для диагностики системы нужны права администратора
  • Введите dxdiag в строке для текста. Нажмите «ОК».
    Команда dxdiag открывает «Средство диагностики DirectX»
  • Найдите во вкладке «Система» пункт «Версия DirectX».
    Если у вас стоит Windows 10, то версия DirectX либо 11.2, либо 12
  • Видео: как узнать версию DirectX

    Как установить DirectX 12 на Windows 10

    Если вы хотите установить DirectX 12 на Windows 10 с нуля, то вам понадобится установщик. Его можно скачать с официального сайта компании Microsoft:

  • Перейдите на страницу загрузки библиотек DirectX 12 на сайте Microsoft.
    Файл скачается автоматически, а вы увидите сообщение о начале загрузки
  • Дождитесь начала автоматической загрузки установщика.
    Вы скачаете файл-установщик DirectX 12
  • Запустите скачанный файл.
    Запустите скачанный файл, чтобы начать установку
  • Подтвердите, что принимаете условия пользовательского соглашения. Нажмите «Далее».
    Вы сможете выбрать кнопку «Далее» после принятия условий соглашения
  • Откажитесь от «Установки Панели Bing» (она не нужна для DirectX 12), убрав флажок.
    По желанию можно установить «Панель Bing»
  • Нажмите «Далее», чтобы начать установку.
    Подождите, пока DirectX установится на ваш компьютер
  • Нажмите «Готово», чтобы завершить установку.
    Нажмите на кнопку «Готово», чтобы завершить установку
  • Как обновить установленный DirectX до версии 12

    Если у вас на компьютере уже установлен DirectX, то вы можете просто обновить его до версии 12:

  • Выберите значок Windows в левом нижнем углу экрана. Прокрутите колёсико мыши, чтобы найти «Параметры»
  • Найдите и выберите пункт «Параметры».
    Выберите «Обновление и безопасность»
  • Выберите пункт «Обновление и безопасность». Вы перейдёте в «Центр обновления Windows». Система начнёт автоматическую загрузку обновлений, которые подходят для компьютера, в том числе и DirectX 12, если этот компонент поддерживается видеокартой.
    Windows сама скачает доступные обновления
  • Подождите, пока все обновления скачаются. Они вступят в силу после перезагрузки Windows.
    Завершите установку, выбрав «Перезагрузить сейчас»
  • Обратите внимание, что обновление до DirectX 12 возможно только в том случае, если ваша видеокарта поддерживает эту версию.

    Нужно ли настраивать DirectX 12

    DirectX 12 не является пользовательской программой в привычном смысле: её не нужно запускать (она работает постоянно) или настраивать.

    Когда вы устанавливаете или обновляете DirectX 12, то все настройки, которые нужны для её работы, задаются по умолчанию. Фактически DirectX - средство связи между «железом» и компьютерными программами, к которому у вас нет доступа.

    Все ваши действия по настройке DirectX ограничиваются установкой или обновлением программы.

    Проблемы установки DirectX 12 и способы их решения

    При работе с DirectX 12 могут возникнуть проблемы двух видов:

  • внутренняя системная ошибка (во время процесса установки);
  • постоянные сбои в работе уже установленной программы.
  • Что делать, если возникает внутренняя системная ошибка

    Самой очевидной причиной сбоя установки является повреждение файла установщика. Чтобы избежать этого, скачивайте обновления только с официального сайта Microsoft.

    Внутренняя системная ошибка во время процесса установки DirectX 12

    Если вы скачали DirectX с Microsoft, а ошибка возникла, то нужно проверить жёсткий диск:

  • Нажмите Win + R для открытия «Командной строки».
    Комбинация клавиш Win + R всегда используется для работы с командами
  • Напишите в текстовом поле chkdsk и нажмите «ОК».
    Команда chkdsk запустит утилиту, проверяющую жёсткий диск на ошибки файловой системы
  • Дождитесь окончания проверки жёсткого диска, не закрывая окно. Нас интересует наличие повреждённых файлов.
    Посмотрите на строку «Обработка повреждённых файлов», чтобы определить их наличие
  • Если повреждённых файлов нет, то перейдите к следующей инструкции. Если есть, то нужно использовать утилиту повторно. Откройте «Командную строку» нажатием Win + R и напишите команду chkdsk /F. Эта утилита исправит ошибки файловой системы.
    Команда chkdsk /F запустит утилиту, которая исправит повреждённые файлы
  • Дождитесь автоматического закрытия окна «Командной строки». Исправление ошибок может занять некоторое время.
  • Откройте «Командную строку» комбинацией клавиш Win + R. Введите команду sfc /scannow и нажмите «ОК».
    Утилита просканирует и восстановит системные файлы
  • Дождитесь окончания работы утилиты.
    Утилита нашла и восстановила повреждённые файлы
  • Перезагрузите компьютер.
  • Может быть и такое, что проверка жёсткого диска не помогла решить проблему. В этом случае нужно проверить совместимость DirectX 12 с вашей системой:

  • Откройте на компьютере папку, куда скачан установщик DirectX 12. Щёлкните правой кнопкой мыши по названию файла и выберите «Исправление проблем с совместимостью».
    Кнопка «Исправление проблем с совместимостью» открывает нужный нам режим диагностики
  • Выберите пункт «Использовать рекомендованные параметры» в окне «Устранение проблем с совместимостью».
    Выберите первый пункт, чтобы параметры DirectX соответствовали возможностям вашего компьютера
  • Дождитесь, пока завершится поиск параметров. Нажмите «Проверить программу», чтобы запустить установку DirectX. После установки нажмите «Далее».
    С помощью кнопки «Проверить программу» вы установите DirectX 12 на компьютер
  • Выберите «Да, сохранить эти параметры для программы».
    Сохраните подобранные параметры, чтобы DirectX стабильно работал в будущем
  • Видео: устранение системной ошибки в процессе установки DirectX 12

    Что делать, если DirectX 12 работает некорректно

    DirectX установился на компьютер, но постоянно возникают сбои в его работе. Если окно с предупреждением об ошибке DirectX выпадает довольно часто, то можно:

  • обновить DirectX 12 в «Центре обновления Windows» (последовательность действий описана в пункте «Как обновить установленный DirectX до версии 12»). Обновление настроено таким образом, что недостающие файлы просто подгружаются в уже существующий пакет библиотек на вашем компьютере. Система выдаёт ошибки, потому что ей не хватает каких-то файлов для стабильной работы, а обновление DirectX это исправит;
  • удалить DirectX 12 и установить с нуля (пошаговые инструкции описаны в «Как полностью удалить DirectX 12» и «Как установить DirectX 12 на Windows 10»). Этот вариант следует использовать только в том случае, если обновление DirectX не помогло, так как вам придётся работать с системными файлами.
  • Как откатить DirectX 12 до предыдущей версии

    DirectX 12 нельзя откатить, так как он разрабатывается по принципу накопительности. Другими словами, DirectX 12 включает в себя библиотеки всех предыдущих версий.

    Даже полное удаление DirectX 12 и установка одной из предыдущих версий не помогут, так как в Windows 10 нельзя отключить обновление системы. Даже если вы вручную установите, к примеру, DirectX 11, то он автоматически обновится до версии 12.

    Если вам кажется, что с DirectX 12 компьютер стал работать хуже, то нужно исправить проблемы с совместимостью (последовательность описана в третьей инструкции пункта «Что делать, если возникает внутренняя системная ошибка»). Не беспокойтесь о том, что для некоторых игр нужны предыдущие версии DirectX: библиотеки предыдущих версий обновляются во время установки всех обновлений для Windows 10.

    Как полностью удалить DirectX 12

    DirectX 12 является встроенным в Windows 10 приложением, то есть его нельзя удалить обычными способами. Для корректной работы вам нужно, чтобы эта программа присутствовала на компьютере, поэтому разработчики Windows убрали возможность её удаления. Однако бывают случаи, когда необходимо переустановить DirectX из-за постоянных сбоев в его работе. Для этого придётся использовать сторонние программы. Если есть возможность избежать удаления DirectX (например, проблема решается простым обновлением системы), то лучше ею воспользоваться. Перед удалением DirectX обязательно создайте точку восстановления системы, чтобы в случае некорректного удаления иметь возможность восстановить все данные.

    Восстановление системы

    Функция восстановления системы нужна для того, чтобы вернуть Windows 10 в рабочее состояние и исправить ошибки, которые возникли при удалении или установке новых программ.

    Как создать точку восстановления в Windows 10

  • Щёлкните по значку поиска в левом нижнем углу экрана.
    Щёлкните по полю поиска, чтобы ввести текст
  • Напишите «Панель управления». Откройте её. «Панель управления» позволяет выполнять основные действия по настройке системы
  • Выберите раздел «Система и безопасность».
    Раздел «Система и безопасность» позволяет отслеживать состояние компьютера и восстанавливать систему
  • Выберите подраздел «Система».
    Раздел «Система» позволяет совершать администрирование ПК
  • Выберите пункт «Защита системы».
    Пункт «Защита системы» откроет окно «Свойства системы»
  • Нажмите «Настроить», чтобы включить защиту диска С. Нажмите «Настроить», чтобы открыть окно настройки защиты диска
  • Выберите «Включить защиту системы», объем дискового пространства и кликните «Применить». Нажмите «Применить», чтобы вернуться к окну «Свойства системы»
  • Нажмите «Создать» для создания точки восстановления системы. Кнопка «Создать» стала активна, так как вы включили защиту диска С
  • Укажите дату. Нажмите «Создать».
    Точка восстановления сохранит все программы и состояние вашего компьютера на эту конкретную дату
  • Дождитесь сообщения о завершении процесса и нажмите «Закрыть».
  • Теперь вы сможете восстановить систему, если удаление DirectX пройдёт некорректно, или компьютер станет хуже работать.

    Видео: как создать точку восстановления системы

    Как восстановить систему

  • Выполните пункты 1–5 инструкции «Как создать точку восстановления в Windows 10», чтобы открыть окно «Свойства системы». Кликните «Восстановить». Вы можете восстановить предыдущее состояние компьютера в любой момент
  • Нажмите «Далее» в окне восстановления системы.
    Обратите внимание, что восстанавливаются только системные файлы и параметры
  • Выберите точку восстановления системы с нужной датой, которую вы указали во время создания. Нажмите «Далее».
    Тип точки восстановления будет «Вручную», так как её создали вы, а не Windows
  • Подтвердите выбор точки восстановления.
    Нажмите «Готово», чтобы запустить восстановление системы
  • Согласитесь с запуском процесса восстановления.
    Учитывайте, что вы не сможете работать за компьютером до тех пор, пока не закончится восстановление системы
  • Дождитесь окончания восстановления системы.
  • Видео: как восстановить Windows 10

    Удаление DirectX 12

    Так как удаление DirectX в Windows 10 не предусмотрено, то придётся использовать стороннее ПО. Программа DirectX Happy Uninstall - довольно распространённая утилита, которая поможет полностью удалить все библиотеки DirectX с компьютера.

    DirectX Happy Uninstall не является официальным ПО. Скачивайте её только с проверенных сайтов.

    Чтобы удаление DirectX произошло корректно, воспользуйтесь следующими советами:

  • Создайте точку восстановления.
  • Скачайте установщик DirectX с сайта Microsoft.
  • Скачайте и установите программу DirectX Happy Uninstall.
  • Отключите интернет, чтобы система не смогла автоматически скачать и установить DirectX.
  • Отключите защиту системных файлов:
  • Теперь можно приступать к удалению DirectX 12:

  • Запустите DirectX Happy Uninstall. Создайте точку восстановления системы во вкладке «Backup». При необходимости вы сможете вернуть удалённый DirectX с её помощью.
    Нажмите «Start Backup», чтобы создать точку восстановления
  • Выберите вкладку «Uninstall», чтобы удалить программу.
    Нажмите «Uninstall», чтобы запустить удаление DirectX
  • Дождитесь завершения удаления и закройте программу.
  • Видео: как удалить DirectX

    Windows 10 сама скачивает и устанавливает необходимые обновления, в том числе и для DirectX. Большинство проблем, возникающих во время работы этой программы, можно решить запуском обновления системы вручную. Постарайтесь не прибегать к полному удалению DirectX, если это возможно, так как тогда придётся использовать сторонние программные продукты.