Протоколы к европейской конвенции. Протокол IPv6 – от теории к практике Пример заголовка IP

________________
* Российской Федерацией подписан Протокол N 6 16 апреля 1997 года, но не ратифицирован.

Относительно отмены смертной казни

Государства - члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод , подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"),

считая, что развитие, имевшее место во многих Государствах - членах Совета Европы, выражают общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Статья 2. Применение смертной казни в военное время

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.

Статья 3. Запрещение отступлений от соблюдения обязательств

Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 4. Запрещение оговорок

Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 57 Конвенции не допускаются.

Статья 5. Применение к территориям

1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать территорию или территории, к которым применяется данный Протокол.

2. Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, направленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного заявления.

3. Любое заявление, сделанное на основании двух предыдущих пунктов и касающееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано путем уведомления, направленного на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу с первого дня месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного уведомления.

Статья 6. Соотношение с Конвенцией

Государства-участники рассматривают статьи 1-5 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 7. Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания Государствами - членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или одобрению. Государство - член Совета Европы не может ратифицировать, принять или одобрить настоящий Протокол без одновременной или предшествующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 8. Вступление в силу

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой, на которую пять Государств - членов Совета Европы выразят свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу в соответствии с положениями статьи 7.

2. Для любого Государства-члена, которое выразит свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу впоследствии, Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой сдачи на хранение ратификационных грамот или документов о принятии или одобрении.

Статья 9. Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет Государства - члены Совета Европы о:

a) любом подписании;

b) сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении;

c) дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии со статьями 5 и 8;

d) любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к данному Протоколу.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Страсбурге 28 апреля 1983 года на французском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенные копии каждому Государству - члену Совета Европы.


Текст документа сверен по:
"Европейский Суд по правам человека.
Избранные решения", в 2-х т., т.2,
М.: Издательство "Норма", 2000 год
Официальный перевод

И являются дополнительными статьями к Конвенции
Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ

Протокол N 2 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения" (Страсбург, 6 мая 1963 г.)

Согласно ст. 5 настоящего Протокола, его статьи 1 - 4 считаются неотъемлемой частью Конвенции с момента его вступления в силу 21 сентября 1970 г.
Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней" (Страсбург, 16 сентября 1963 г.)

Согласно ст. 6 1 - 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Относительно отмены смертной казни" (Страсбург, 28 апреля 1983 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 6 Протокола, положения его статей - являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Российская Федерация подписала настоящий Протокол 16 апреля 1997 г. в г.Страсбурге.
Протокол внесен на ратификацию в Государственную Думу РФ письмом Президента РФ от 6 августа 1999 г. N Пр-1025.

При присоединении к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу N 6 в Российской Федерации.

Протокол N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 22 ноября 1984 г.)
(с изменениями от 11 мая 1994 г.)

Согласно ст. 7 Протокола, положения его статей 1 - 6 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 августа 1998 г.

Протокол N 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 6 ноября 1990 г.)
(отменен)

Согласно ст. 1 Протокола, положения его статей 2 - 5 являются дополнительными статьями к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г.
Протоколом N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 11 мая 1994 г.) настоящий Протокол отменен.

Протокол N 10 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 25 марта 1992 г.)
(не действует)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол не вступил в силу и утратил свою цель с 1 ноября 1998 г. - даты вступления в силу Протокола N 11 от 11 мая 1994 г.

Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией"
(Страсбург, 11 мая 1994 г.)

Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ
Протокол вступил в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 г.

Протокол N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
(Рим, 4 ноября 2000 г.)
(не вступил в силу)

Протокол подписан от имени Российской Федерации 4 ноября 2000 г.
Протокол не ратифицирован Российской Федерацией.
Протокол не вступил в силу.

Протокол N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах ETS N 187
(Вильнюс, 3 мая 2002 г.)

Российская Федерация не подписала и не ратифицировала настоящий Протокол
Протокол вступил в силу 1 июля 2003 г.

Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, дополняющий контрольную систему Конвенции
(Страсбург, 13 мая 2004 г.)

Российская Федерация подписала настоящий Протокол согласно распоряжению Президента РФ от 13 апреля 2006 г. N 174-рп.

5.6.1 Принципиальное решение проблемы дефицита сетевых адресов и многих других проблем, связанных с продвижением IP-пакетов по сетям, обусловило переход на новую версию IP-протокола ‒ IPv6 (REC 2460) и систему адресации (REC 2373). В соответствии с (REC 2373) увеличилась разрядность IP-адреса с 4-х байт (IPv4) до 16-и байт (IPv6), показанная на рисунке 5.6.

Рисунок 5.6 ‒ Представление форматов адресов в протоколах маршрутизирования пакетов IPv4 и IPv6

Главной целью изменения системы адресации было не механическое увеличение адресного пространства, а повышение эффективности работы стека TCP/IP в целом. Переход на новую систему снизил затраты на маршрутизацию за счет увеличения числа уровней иерархии адресов, групповой адресации и др.

Тип адреса определяется значением нескольких старших битов адреса, которые названы «префиксом формата». Наличие префикса позволяет магистральным маршрутизаторам агрегировать потоки данных, т.е. направлять данные с адресами, имеющими одинаковые префиксы формата по одному и тому же маршруту.

5.6.1.1 Распределением адресного пространства на самом верхнем уровне занимается Администрация адресного пространства Интернет IANA (Internet Assigned Numbers Authority). Эта организация выделяет блоки адресов с префиксом размером в 8 бит региональным интернет-регистраторам RIR (Regional Internet Registry). В настоящее время существуют пять RIR:

1 Для северной Америки ‒ ARIN (American Registry for Internet Numbers).

2 Для Европы, Ближнего Востока, Центральной Азии ‒ RIPE NCC (Regional Internet Registry European Network Coordination Centre).

3 Для Азии и Тихоокеанского региона ‒ APNIC (Asia-Pacific Network Information Centre).

4 Для Латинской Америки и Карибского региона ‒ LACCIA (Latin American and Caribbean Internet Addresses).

5 Для Африки ‒ AfriNIC (African Nerwork Information Centre).

Интернет-регистратор ‒ RIR, в свою очередь, выделяет блоки адресов локальным интернет-регистраторам ‒ LIR (Local Internet Registry), которые являются крупными провайдерами Internet. Локальные интернет-регистраторы ‒ LIR, выделяют блоки адресов более мелким провайдерам или корпоративным клиентам.

На рисунке 5.5 представлена структура глобального агрегируемого уникального адреса в пакете IPv6

Рисунок 5.5 ‒ Структура глобального агрегируемого уникального адреса в пакете IPv6

В протоколе IPv6 адрес состоит из 128 бит, и маски подсети не используются, так как пришлось бы иметь очень длинные маски ‒ тоже по 128 бит. Вместо этого используется только префикс. Смысл префикса в IPv6 такой же, как и для IPv4 ‒ отделение части адреса, хранящей информацию о сети от части адреса, хранящей информацию об узле сети. Правая часть, хранящая информацию об узле сети, имеет специальное название ‒ «Идентификатор интерфейса» (Interface ID).

Адрес IP-пакета, в соответствии с протоколом маршрутизирования данных ‒ IPv6, содержит следующие поля:

1 Префикс формата (IANA) имеет размер 8 бит и описывает уровни идентификации региональных сетей;

2 Агрегирование верхнего уровня (RIR) имеет размер 16 бит и идентифицирует сети самых крупных поставщиков услуг;

3 Агрегирование уровня (LIR) имеет размер 24 бита и идентифицирует сети средних и мелких поставщиков услуг;

4 Агрегирование местного уровня (SLA) имеет размер 16 бит и идентифицирует подсети отдельных групп абонентов, например, подсети корпоративной сети;

5 Идентификатор интерфейса (Interface ID) имеет размер 64 бита и идентифицирует отдельные узлы абонентов (по размеру совпадает с локальным адресом). Его размер ‒ 64 бита позволяет поместить, например, при маршрутизации адрес сети Х25 (до 60 бит) или сети Ethernet (MAC-адрес 48 бит).

Для записи IP-адреса (сеть IPv4) в заголовке IP-пакета отводится всего 4-е байта (32 бита), которые представляют 4 числа, а в сети IPv6 ‒ 16 байт (128 бит), которые представляют 16 чисел

5.6.1.2 Адреса могут записываться в различной форме, например, по протоколу IPv4 ‒ в форме десятичных чисел с точкой ‒ 128.10.2.30; шестнадцатеричной записи ‒ 80.010.02.1D; двоичной записи ‒ 10000000 00001010 00000010 00011110. По протоколу IPv6 каждый байт адреса записывается в виде двух шестнадцатеричных цифр и отделяется от соседнего байта двоеточием, например, 3005:0DB4:0000:0000:0000:000A:0000:6789.

Для удобства приняты сокращенные формы записи адресов IPv6. К ним относятся следующие:

1 Записи, в которых нулевые группы 0000 обозначаются 0 или не записывать незначащие нули в группе ‒ 000A представить в виде A. Приведенный выше адрес IPv6 можно записать как, 3005: DB4:0:0:0: A:0:6789.

2 Поскольку число групп адреса IPv6 известно (их 8) можно не записывать нулевые группы, а указать на них двумя двоеточиями, следующими друг за другом, например, 3005: DB4:: A:0:6789.

3 В адресе допускается только один пропуск нулевых групп, иначе при восстановлении адреса возникнет неоднозначность.

4 Допускается пропуск в записи адреса любой цепочки нулевых групп не обязательно самой длинной.

5 В записи адреса шестой версии, как и в записи четвертой используется префикс, который обозначает непрерывную цепочку определенного количества битов, идентифицирующих те разряды адреса, которые совпадают с этой цепочкой. Например, записи 2001: DB8:0: CD9F::123/58 соответствует адрес, у которого префикс запишется в виде 2001: DB8:0: CD80:: .

5.6.1.3 Адреса IPv6, как и адреса IPv4 подразделяются на типы:

1 Индивидуальные адреса ‒ это глобальные индивидуальные адреса (Global Unicast). Пакет с таким адресом доставляется конкретному узлу сети (интерфейсу).

2 Частные индивидуальные адреса (Private-use Unecast), предназначенные для использования в корпоративных сетях.

3 Внутриканальные индивидуальные адреса (Link-local Unicast) используются при автоматической настройке узлов в простой одноранговой сети.

4 Многоадресные ‒ Multicast-адреса, которые используются для групповой рассылки пакетов.

5 Нововведением в системе адресации являются Anycast-адреса, которые адресуют группу интерфейсов, но пакет, посланный по такому адресу попадает только на один (обычно ближайший) интерфейс.

6 В качестве адреса обратной связи используется адрес в виде::1.

Поскольку переход от IPv4 к IPv6 будет проходить поэтапно и довольно длительное время, необходимо организовать взаимодействие сетей, работающих по этим протоколам. К организации такого взаимодействия существует несколько подходов.

Первый подход ‒ это трансляция (преобразование) протоколов реализуемая шлюзом, который устанавливается на границе сетей, использующих разные протоколы. Основная задача такого шлюза ‒ преобразование IPv4-пакета в IPv6-пакет и обратно в соответствии с правилами, проиллюстрированными рисунком 5.6.

0000…….000000 IPv4

12 байт 4 байта

Преобразование IPv6 в IPv4 (при передаче пакета IPv6 через сеть IPv4 старшие байты отбрасываются)

0000…….000000 111….111 IPv4

10 байт 2 байта 4 байта

Преобразование IPv4 в IPv6 (при передаче пакета IPv4 через сеть IPv6 11-й и 12-й байты заполняются единицами)

Рисунок 5.6 ‒ Правила трансляции адресов IPv6 в IPv4 и обратно

Второй подход ‒ это мультиплексирование стеков протоколов, состоящее в том, что на взаимодействующих узлах сети устанавливаются оба протокола. Это относится также и к маршрутизаторам, через которые проходит маршрут передачи пакетов между этими узлами. При взаимодействии узла IPv6 с узлом IPv4 используется протокол IPv4.

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"),

считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах-членах Совета Европы, выражают общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Статья 2

Применение смертной казни в военное время

Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.

Статья 3

Запрещение отступлений от соблюдения обязательств

Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 4

Запрещение оговорок

Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 57 Конвенции не допускаются.

Статья 5

Применение к территориям

1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать территорию или территории, к которым применяется данный Протокол.

2. Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, направленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного заявления.

3. Любое заявление, сделанное на основании двух предыдущих пунктов и касающееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано путем уведомления, направленного на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу с первого дня месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного уведомления.

Статья 6

Связь с Конвенцией

Государства-участники рассматривают статьи 1 - 5 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 7

Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания Государствами-членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или одобрению. Государство-член Совета Европы не может ратифицировать, принять или одобрить настоящий Протокол без одновременной или предшествующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 8

2. Для любого Государства-члена, которое выразит свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу впоследствии, Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой сдачи на хранение ратификационных грамот или документов о принятии или одобрении.

Статья 9

Функции депозитария

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства-члены Совета Европы о:

а. любом подписании;

b. сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении;

d. любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к данному Протоколу.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Страсбурге 28 апреля 1983 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направит заверенные копии каждому подписавшему Протокол государству.

Совсем недавно Россию вновь упрекнули в невыполнении
одного международного обязательства. Генеральный
секретарь Совета Европы Терри Дэвис, комментируя
невыполнение Россией обязательства об отмене
смертной казни, заявил: «Меня удивляет попытка
российских официальных лиц представить дело так, что
Москва уже выполнила это обещание. В
действительности решение об отмене смертной казни не
ратифицировано российскими законодателями, а значит
— отмена не произведена. Россия оказалась
единственной из 46 стран
— членов Совета Европы, не реализовавшей это
обязательство».

Девять лет назад Россия была принята в члены Совета
Европы и 28 февраля 1996 г. подписала протокол N 6
от 29 апреля 1983 г. к Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод. Этот
протокол запрещает применение в мирное время
смертной казни в качестве уголовного наказания. В
связи с подписанием Россией протокола N6 Президентом
России Борисом Ельциным был подписан в мае 1996 г.
специальный Указ «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет
Европы». По распоряжению Ельцина с августа 1996 г.
«расстрельные» приговоры перестали приводиться в
исполнение.

Конституционный суд Российской Федерации 2 февраля
1999 г. вынес постановление, согласно которому
смертная казнь не может назначаться до начала
функционирования по всей стране суда присяжных.
Последний российский регион, в котором с 2007 г.
начнут работать суды присяжных, — это Чеченская
республика. Поэтому не исключено, что уже в 2007 г.
в России будет восстановлена смертная казнь в
качестве уголовного наказания. Для окончательной
отмены вынесения в России смертных приговоров
необходима ратификация федеральным парламентом
упомянутого протокола N 6.

Последний раз Государственная Дума официально
обращалась к вопросу об отмене моратория на смертную
казнь 22 сентября 2004 г. В тот день депутаты
отклонили поправки к постановлению Думы,
предусматривающие отказ от ратификации протокола N
6. При необходимых 226 голосах поправки поддержали
только 95 депутатов.

На сегодняшний день ситуация с протоколом N 6
сложилась довольно странная: с одной стороны,
законодатели официально не отказываются
ратифицировать этот протокол, а с другой — пока не
собираются его ратифицировать. Депутаты выжидают. Их
можно понять: им и перед цивилизованной Европой
стыдно, и перед собственным народом неудобно.

Как выразил мнение большинства депутатского корпуса
Павел Крашенинников, пойти сегодня на отмену
смертной казни мешает парламенту «общественное
мнение». А «общественное мнение», как правильно
догадался читатель, это и есть мнение тех самых
россиян, которые ходят на выборы и в декабре 2003 г.
избрали ныне действующих депутатов Государственной
Думы. Это мнение тех самых россиян, которые сегодня
живут в стране, становящейся мировым лидером по
количеству убийств. Только в прошлом году в России,
по данным официальной статистики, было совершено
31553 убийства и покушений на убийства, 57352
умышленных причинения тяжкого вреда здоровью, от
которых немало людей скончалось.

Сегодня в мире в 78 государствах и их
территориальных образованиях сохраняется смертная
казнь. В их числе США, Япония, Китай, Иран, Вьетнам
и другие государства. Приведу несколько цифр по
такой стране, как США. В законодательстве 38 из 50
штатов США предусмотрена высшая мера наказания.
Кроме того, в этой стране смертная казнь
предусмотрена за отдельные виды преступлений и в
федеральном законодательстве. В настоящее время в
США около 4000 человек ожидают исполнения смертного
приговора.

По данным организации «Международная амнистия», на
протяжении 2003 г. в мире было казнено, по меньшей
мере, 1146 человек в 28 странах, в 63 странах еще
2756 человек были приговорены к смерти.

В 1992 г. Верховным Советом России было разрешено
при помиловании заменять смертную казнь пожизненным
заключением, а с 1996 г. в нашей стране этот вид
наказания назначается вместо смертной казни. Если в
1997 г. пожизненное лишение свободы отбывали 177
человек, то к началу 2003 г. — уже 1115 человек.
Подавляющее большинство осужденных совершили два и
более убийств. В среднем на одного приговоренного к
пожизненному заключению приходится четыре жертвы.
Средний возраст этих преступников — 33 года. Кстати,
в России содержание одного пожизненного осужденного
в год обходится в сумму около 3000 евро.

…В одном из недавних своих интервью Александр
Солженицын привел малоизвестный исторический эпизод:
«Отец писателя Набокова, Владимир Дмитриевич
Набоков, крупный российский государственник,
общественный деятель, поставил своей целью отменить
в России смертную казнь (отчасти под влиянием
Толстого). Он посвятил двадцать лет своей жизни этой
главной цели — с конца XIX века и до сентября 1917
г. Почему все это кончилось в сентябре 17-го? К
сентябрю 17-го развалилась вся разляпистая мерзость
февраля, начались убийства без всяких причин, без
охранной ненаказуемости. Набоков пришел в
Петроградскую городскую думу и третьего сентября
произнес речь: «Я двадцать лет боролся за полную
отмену смертной казни. Я ошибался. Мы не можем
бороться с этим иначе, как смертной казнью. Бывают
такие случаи, когда для спасения всего общества, для
спасения государства смертная казнь нужна…»

Представители обеих взаимоисключающих позиций — за
сохранение смертной казни и за ее отмену — выдвигают
весомые аргументы, которые достойны внимания и
изучения. Но решение по этой тяжелейшей проблеме
должно быть принято одно.

На мой взгляд, наиболее правильный выход из
создавшейся ситуации — это проведение
общероссийского референдума по вопросу о смертной
казни. Ведь по Конституции самый главный
законодатель в нашей стране — это народ. Не зря же
говорят: глас народа — глас божий.