Что такое примерная образовательная программа дошкольного образования? Конструирование регионального навигатора парциальных образовательных программ дошкольного образования Ферро программы дошкольные.

Основные программы образования являются нормативными документами, посредством которых определяются основные характеристики данного процесса, форм педагогического воздействия и воспитательных мер. Они должны быть вариативными, так как необходимо поддержание разнообразия детства, то есть деятельности детей дошкольного возраста, без которого его развитие не будет полноценным.

Разнообразие образовательных программ для дошкольников позволяет педагогам в дошкольных учебных заведениях варьировать методики и воспитательные приёмы для обеспечения детям разнообразия досуга, а также для обеспечения ребёнка возможностями для развития. Программы образования направлены на развитие следующих аспектов:

  • Повышение ценностного статуса детства в обществе;
  • Новые способы мотивации детей;
  • Развитие и увеличение количества инновационных программ для педагогов в целях повышения мотивированности детей.

Основная программа

Разработанная ФИРО образовательная примерная программа представляет собой положение, согласно которому педагогам предлагается повышать мотивированность детей на обучение через различные виды деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной и других. Через данные деятельности также достигается позитивная социализация детей, направленная на обеспечение разнообразия периода детства и сохранения индивидуальности каждого ребёнка.

Программа направлена на моделирование социальных ситуаций, в которых ребёнку предстоит получить необходимые для социализации качества и навыки. Она подразумевает использование следующих основных принципов:

  • Прежде всего, должен соблюдаться принцип разнообразия детства, так как в условиях России с её многообразием культур, народов и этносов каждому представителю любого из них необходимо сохранить свою идентичность;
  • Принцип сохранения уникальности детства подразумевает признание данного периода в жизни человека как самостоятельного, а не подготовительного перед взрослой жизнью;
  • Принцип позитивной социализации подразумевает возможность полноценной деятельности ребенка в процессе освоения им культурных, семейных, общественных и других ценностей и норм;
  • Принцип индивидуализации предполагает возможность ребенка развиваться в индивидуальном направлении в рамках процесса обучения с характерными для него скоростью и спецификой.

Данные положения позволят педагогам приблизиться усовершенствовать свои методики и сделать учебный процесс для детей более приятным и полезным.

Майданкина Н.Ю.,
канд. пед. наук, доцент, главный специалист отдела организационно-методической работы Центра образования и системных инноваций Ульяновской обл., г. Ульяновск

Целевыми ориентирами дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО выступают обеспечение государственных гарантий уровня и повышение качества дошкольного образования на основе единства требований к структуре основных образовательных программ.

В 2015 г. Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию одобрена Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20.05.2015 № 2/15). Впоследствии был сформирован навигатор образовательных программ дошкольного образования, одобренных к реализации в образовательном процессе ДОО. Согласно документу в список включены свыше 20 образовательных программ, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в том числе «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Появление этого списка помогает педагогическим коллективам ДОО осуществить выбор авторских образовательных программ для реализации в образовательном процессе и содействует разработке Обязательной части основной образовательной программы ДОО.

В то же время важнейшим принципом дошкольного образования ФГОС ДО признает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, учет социальной и этнокультурной ситуации развития детей. В п. 2.9 ФГОС ДО отмечается, что в «части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и / или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и / или культурных практик (далее — парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы».

Безусловно, в настоящее время ДОО имеют возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы, однако в силу разных причин не каждый педагогический коллектив и воспитатель способны ею воспользоваться (разный уровень профессиональной готовности, личные мотивы и предпочтения и т.п.).

В связи с этим с целью обеспечения условий для повышения качества системы дошкольного образования в условиях региональной специфики и в дополнение к федеральному навигатору образовательных программ появляется потребность в создании регионального перечня-навигатора парциальных образовательных программ по ведущим линиям развития ребенка, учитывающих социальную (в том числе и этнокультурную) ситуацию развития. Считаем, что региональный навигатор парциальных образовательных программ, учитывающих ситуацию развития в регионе, окажет педагогическим работникам помощь в обеспечении качества образовательной деятельности в ДОО и содействие в разработке Части, формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы ДОО. Кроме того, навигатор способствует распространению лучшего регионального педагогического опыта и служит серьезным фактором актуализации потенциала педагога.

Процесс конструирования регионального навигатора требует учета ряда факторов и ответа на вопросы: «Какие парциальные образовательные программы могут составить основу регионального навигатора?», «Каков механизм и процедура конструирования навигатора программ?», «Взаимодействие педагогических коллективов ДОО в рамках внедрения регионального навигатора».

Парциальные образовательные программы. В течение 20 лет в Ульяновской области действует областная программа развития инновационных процессов (РИП), в которой принимают участие педагогические коллективы ДОО, расположенные как в городе, так и в сельской местности.

В рамках технического задания РИП разработаны и успешно реализуются парциальные образовательные программы дошкольного образования по основным направлениям ФГОС ДО: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию детей.

Актуальны проблема разработки содержания и технологий, содействующих организации процесса воспитания и обучения детей на региональных социокультурных и духовно-нравственных традициях; моделирование открытой образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие педагогического коллектива с учреждениями и родителями воспитанников в рамках социального партнерства; формирование у детей гражданской принадлежности в условиях взаимодействия с учреждениями, входящими в ядерный инновационный, авиационный, сельскохозяйственный кластеры; развитие интереса детей к окружающему миру на основе диалога культур народов Поволжья и др. Содержание образовательных материалов отражает социальную ситуацию развития и направлено на успешную социализацию ребенка. Оно способствует формированию личностных качеств детей в процессе приобщения к социокультурным ценностям и природным достопримечательностям, социально-экономическим реалиям Ульяновского региона.

Эффект и результат освоения содержания парциальных образовательных программ достигается использованием технологий сетевого взаимодействия педагогического коллектива с учреждениями культуры, спорта, науки, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями (Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, Научно-исследовательский институт ядерных реакторов в г. Димитровграде, акционерное общество «Авиастар» и др.). Для моделирования регионального социокультурного образовательного пространства с целью формирования у детей основ общей культуры, развития коммуникативных способностей в ряде программ предусмотрено сетевое взаимодействие с региональными творческими объединениями художников, поэтов, музыкантов, мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

Кроме того, отметим, что в качестве результата инновационной деятельности педагогических коллективов в рамках программы РИП изначально заложен такой критерий, как внедрение инновационного продукта — программ, технологий, методического обеспечения — в педагогическую практику ДОО региона.

Именно эти парциальные образовательные программы, разработанные педагогическими коллективами, участниками областной программы РИП, прошедшие экспертизу областного экспертного совета, имеющие внешнюю независимую оценку (программы представлены в различных федеральных конкурсах, материалы опубликованы в региональной и центральной печати) обоснованно претендуют на включение в региональный навигатор.

Конкурсный отбор. Для включения парциальных образовательных программ в региональный навигатор необходимо пройти процедуру конкурсного отбора, осуществляемого на основе следующих критериев:

  • актуальность для решения проблем региональной системы дошкольного образования, в том числе по таким направлениям, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие;
  • новизна содержания, учитывающая социальную ситуацию развития ребенка; обоснованность использования форм и методов работы;
  • эффективность образовательной деятельности, организация взаимодействия с родителями воспитанников;
  • результативность представленной программы;
  • кадровые ресурсы для реализации программы.

Определены балльные показатели: 0 баллов — представлено недостаточно; 1—3 — в основном достаточно; 4—5 баллов — достаточно.

По итогам конкурса парциальные образовательные программы для реализации в образовательном процессе ДОО региона отбираются по направлениям:

  • парциальные образовательные программы для организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста;
  • парциальные образовательные программы для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • парциальные образовательные программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Распространение парциальных образовательных программ. Для координации деятельности по распространению парциальных программ, включенных в региональный навигатор, создается областная педагогическая гостиная, в рамках которой организованы обучающие семинары, открытые показы образовательной деятельности, мастер-классы, стажировки на базе ДОО.



В данный сборник включен обзор программ "Детский сад - Дом радости", "Детство", "Детский сад по системе Монтессори", "Вдохновение", "Истоки", "Тропинки", "Радуга", "От рождения до школы", "Успех", "ОткрытиЯ", "Миры детства", а также других комплексных...

Читать полностью

"Антология дошкольного образования" - уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ "ФИРО". Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.
Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук - от авторов - получить самую актуальную информацию о новых или обновленных образовательных программах дошкольного образования.
В данный сборник включен обзор программ "Детский сад - Дом радости", "Детство", "Детский сад по системе Монтессори", "Вдохновение", "Истоки", "Тропинки", "Радуга", "От рождения до школы", "Успех", "ОткрытиЯ", "Миры детства", а также других комплексных программ, отвечающих требованиям ФГОС ДО.
Издание предназначено для руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.

Скрыть

Антология дошкольного образования. Навигатор проектов примерных основных образовательных программ: сборник / Авт.-сост. А.С.Русаков. М.: Национальное образование, 2015.

«Антология дошкольного образования» - уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.

Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук - от авторов - получить самую актуальную информацию о новых или обновленных проектах Примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

В данный сборник включен обзор программ «Детский сад - Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных программ, отвечающих требованиям ФГОС ДО.

Издание предназначено для руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.

Предисловие

Александр Григорьевич Асмолов,
академик РАО, научный руководитель проекта,
директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Дорогие друзья!

Каждый раз, когда на многочисленных встречах с управленцами и работниками дошкольного образования вижу знакомые и незнакомые лица, я задумываюсь о том, сколько же людей сегодня собирается вместе, чтобы обсудить самые ключевые проблемы страны – проекты дошкольного детства? и понять, как нам двигаться дальше.

Все последние годы я всегда повторяю фразу: «Когда стране трудно, дошкольники – вперед!»
Стандарты дошкольного образования сегодня выступают по отношению к стандартам других уровней образования не только как первые в смысле онтогенеза, но и как задающие логику изменения и трансформации всех образовательных стандартов.

Стандарт дошкольного образования – это изменение всей идеологии образования России.
При проектировании стандарта и основных образовательных программ мы с вами четко на первый план выносим новую идеологию образования: в образовании России во главе идеологии ставится идеология развития как ведущая ценность. Казалось бы, это банальность, но эту банальность приходится акцентировать и утверждать.

Многие из вас, наверное, помнят советский фильм «Тайна двух океанов», снятый по мотивам повести Григория Адамова. Там была подводная лодка, которая называлась «Пионер». Во время героического перехода из Атлантики в Тихий океан эта лодка попала в льды. Льды сковали ее. Капитан «Пионера» должен был найти выход из ледяного капкана. И тогда он отдал команду любыми способами разогревать все перед лодкой. Лед таял, ледяная хватка ослабевала, лодка сдвигалась вперед и снова сковывалась льдом, лед снова разогревали, и лодка снова сдвигалась вперед. И такими пульсирующими движениями «Пионер» стал вырываться из ледяных челюстей океана.

Такая же ситуация у нас сейчас в образовании. Наша идеология дошкольного образования помогает образованию России выбраться из ледяных оков, помогает преодолеть обледенение.
Каков образ образования, таковы и действия воспитателей, педагогов и управленцев.
Каков образ ребенка, таковы и действия тех педагогов, которые работают с ним.

А каков образ ребенка в нашем сознании?

Первый образ представляет нам ребенка как реактивное существо, ребенка как мешок, набитый условными и безусловными рефлексами. Ребенок – как собака Павлова. Если мыслим ребенка как реактивное существо, то нам нужно развивать навыки и рефлексы. И тогда главной логикой развития ребенка станет логика развития дрессуры. И кто тогда воспитатель детей? Кто тогда министр образования страны? Дрессировщик.

Мы предлагаем сегодня совершенно другой образ развития ребенка: ребенок – это уникальное, компетентное, понимающее и изначально страдающее существо. Ребенок – это не мешок с рефлексами, как считают бихевиористы. Ребенок – это уникальный субъект развития. А какова отправная точка этого развития? Содействие ребенка и взрослого. Не взрослый сам по себе, не ребенок сам по себе. Именно содействие ребенка и взрослого – это симбиоз, это уникальный развивающийся гештальт. Когда ребенок и взрослый оказываются в одном пространстве. Когда это одна целостность, которую разорвать нельзя. Как построим стратегию взаимоотношений с ребенком, так дальше все и будет расти. Без этого содействия ничего не получится.

А это значит, что в стандарте образования мы на первый план выносим не ребенка как такового, не взрослого как такового, а совместно ребенка, взрослых и пространство, в котором они существуют, организацию взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Отсюда следующий ход – конструкт пространства дошкольного детства. Как строить пространство детства, как строить детские сады, как строить программы подготовки воспитателей и педагогов. Это вещи невероятно важные.

Одним из рисков образования, вытекающих из образа человека как робота, является редукция, сведение образования к сфере услуг. Мы должны понимать, что образование – это не сводимая к сфере услуг реальность.

Но когда все сводится к тому, что образование не институт развития личности, а сфера услуг, мы проигрываем. Не так давно я говорил с одним из ведущих экономистов страны Алексеем Кудриным, и он задал мне вопрос: «Что плохого в том, что образование – это только услуги?»
Развитие в детстве не надо сводить к обслуживанию!

Когда мы говорим, что идеология развития идет от дошколки, тем самым говорим, что идеология РАЗВИТИЯ – ключевая для всего образования России.

И здесь самый большой риск – преобладание контроля за развитием над самим развитием.
Образование, и это ключевой принцип нашей жизни, всегда избыточно по отношению к запросам людей. Принцип избыточности образования к запросам рынка – это ключевой принцип, и нельзя, чтобы образование ложилось под конкретные сиюминутные задачи.

Образование – это зона ближайшего развития рыночной экономики страны. Если мы этого не поймем, то что за будущее нас ждет?..

Мы находимся в зоне, где ключевой вызов – это вызов неопределенности, и если мы это не поймем, то мы с вами проиграем. Управление и наука – это не две параллельные линии, они должны пересекаться друг с другом и в буквальном смысле «оплодотворять друг друга», без этого ничего не получится, и это надо отчетливо понимать и идти и двигаться в этом направлении и этим путем.

Проект «Антология дошкольного образования» – это навигатор в полном рисков и неожиданностей мире дошкольного детства, навигатор в новой реальности дошкольного образования, обозначенной Федеральным государственным образовательным стандартом. Законы, стандарты, нормативная документация, проекты Примерных основных образовательных программ, методические и учебные комплексы – основа конструирования нашего ближайшего будущего.

Он необходим, чтобы в каждой дошкольной организации вы имели возможность компетентного выбора пути, по которому мы будем идти дальше. Ключевая реализация принципов российского образования заложена в «Антологии дошкольного образования». Чтобы что-то решать, нужно, чтобы было из чего выбирать.

Особое издание в этой серии – «Навигатор образовательных программ дошкольного образования», составленный для вас директором Агентства образовательного сотрудничества Андреем Сергеевичем Русаковым, – открывает вам видение современного дошкольного образования, видение нового стандарта глазами авторов образовательных программ.

Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня сделал выбор!