Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером. Санитарно - гигиенические рекомендации при работе на компьютере Требования к рабочему месту

Разработано сотрудниками Роспотребнадзора

Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером

В целях предотвращения неблагоприятного влияния вредных факторов трудового процесса на здоровье пользователей персональными компьютерами (далее ПК) необходимо соблюдать ряд рекомендации при организации работы.

1.Требования к помещениям для работы с ПК

1.1.При выборе рабочего места, оборудованного компьютером, предпочтение следует отдавать помещениям, ориентированным на север или северо-восток.

1.2.Не допускается оборудовать рабочее место для работы с ПК в помещениях, расположенных в цокольных и подвальных помещениях.

1.3. Площадь на одно рабочее место с ПК на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 м. кв., а при работе с жидкокристаллическими (плазменными) мониторами - 4,5м. кв.

1.4. Рабочий стол (рабочее место) размещают таким образом, чтобы монитор был ориентирован боковой стороной к окнам, а естественный свет падал преимущественно слева.

1.5. Для предотвращения выделения в воздух помещения с установленным ПК продуктов распада синтетических и лакокрасочных материалов (под действием температуры или в результате старения) при выполнении внутренней отделки интерьера используются полимерные материалы при наличии санитарно-эпидемиологического заключения; не рекомендуется использовать ДСП, слоистый бумажный пластик, синтетические покрытия (ковролин и т. п.)


1.6. В целях защиты от прямых солнечных лучей на окнах должны быть солнцезащитные жалюзи или однотонные шторы из плотной ткани, которые выполняют и функцию звукопоглощения. Цвет штор должен гармонировать с цветом стен, ширина занавесей в 2 раза больше ширины окна, для того чтобы их можно было повесить в складки.

1.7. В помещении проводится ежедневная влажная уборка, включая уборку пыли с экранов мониторов, столов, подоконников, а также систематическое проветривание после каждого часа работы при условии отсутствия ребенка в данном помещении.

2. Требования к персональному компьютеру

Для обеспечения более удобного наблюдения за экраном монитора конструкция ПК должна обеспечивать:

Возможность поворота экрана монитора в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении;

Регулирование яркости и контрастности.

Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона. Корпус ПК, клавиатура и другие блоки и устройства должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

3. Требования к освещению на рабочих местах

3.1. Помещения, предусмотренные для работы с ПК, обязательно должны иметь искусственное и естественное освещение.

3.2. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПК должно осуществляться системой общего равномерного освещения (люстры, потолочные светильники), при необходимости к общему освещению дополнительно можно устанавливать светильники местного освещения.

3.3. Нормируемая освещенность на поверхности стола 300-500 лк, на экране монитора - не более 300 лк.

3.4. В качестве искусственных могут использоваться лампы накаливания или люминесцентные лампы. Однако предпочтительнее применять люминесцентные лампы, т. к. они дают освещенность в 4-5 раз больше, чем лампы накаливания. Кроме того, обеспечивают более точную цветопередачу, свет от них по своему составу близок к естественному. В отличие от ламп накаливания, люминесцентные являются не тепловым, а «холодным» источником света, что не ведет к дополнительному нагреву помещения, так же за счет большей поверхности данного типа ламп происходит равномерное распределение света в помещении.

3.5. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться люминесцентные лампы типа ЛБ (желтого свечения). Лампы типа ЛД и ЛДЦ (голубого свечения) не используются.

3.6.Люминесцентные лампы должны быть защищены экранирующими решетками или рассеивателями для предотвращения слепящего действия ламп на глаза пользователя ПК и возникновения бликов на поверхности экранов мониторов.

3.7. При использовании в системе общего освещения ламп накаливания тип светильников выбирается по тому же принципу - плафоны (либо арматура) должны закрывать нить накала.

3.8. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.

3.9. Необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп.


4.Требования к уровням электромагнитных излучений на рабочих местах пользователей ПК

Одним из вредных факторов влияния на организм пользователя ПК являются электромагнитные излучения (ЭМИ), создаваемые монитором, процессором, принтером, клавиатурой, соединительными кабелями. Превышение нормируемых параметров ЭМИ случается при использовании устаревших моделей ЭВМ, но наиболее частая причина – неправильно выполненное подключение и отсутствие

(или некачественное выполнение) заземления. Воздействие этих излучений, особенно в сочетании с высоким зрительным и нервно-эмоциональным напряжением, вызывает существенные изменения со стороны центральной нервной и сердечно - сосудистой системы (головные боли, раздражительность, нарушение сна, неадекватные психические реакции).

5.Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПК

5.1.Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии не менее 50 см (оптимальносм). Уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Следовательно, работа за одним монитором 2-х и более человек недопустима.

5.2.Конструкция рабочего места (стола, стула, кресла и т. п.) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы - корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночного столба, голова слегка наклонена вперед, для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук предплечья опираются на поверхность стола. Рациональная рабочая поза позволит снизить напряжение мышц шейно-плечевой области, мышц спины и предупредить развитие утомления.

5.3. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

5.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

Основные размеры стола и стула должны соответствовать росту пользователя ПК (приложение №1).

Требования к микроклимату

Оптимальные параметры температуры в помещении с ПК составляют от +19 до +21градуса Цельсия, при относительной влажности 62-55 %. При низких значениях влажности в сочетании с высокой температурой может отмечаться сухость слизистых оболочек и чувство першения в горле. Для повышения влажности воздуха следует применять различные увлажнители (можно использовать обычные сосуды с дистиллированной или прокипяченной водой).

Требования к режиму труда и отдыха

Немаловажным фактором при организации компьютерного обучения является строгое соблюдение режимов труда и отдыха, проведение занятий по индивидуальным графикам с учетом медицинских рекомендаций. Продолжительность работы с использованием ПК составляет не более 40 минут, включая физкультурные минутки и паузы, а также профилактические упражнения для глаз.

Для детей 6-10 лет - 15 мин;

Для детей 10-13 лет – 20 мин;

Старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).

Оптимальное количество занятий в течение дня:

Для детей 6-10 лет– 1 занятие;

Для детей 10-13 лет – 2 занятия;

Старше 13 лет – 3 занятия.

Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

Проведение упражнений для глаз через каждыемин. работы(приложение №2);

Устройство перерывов после каждого занятия длительностью не менее 15 мин.;

Проведение во время перерывов сквозного проветривания помещения с ВДТ или ПЭВМ при отсутствии детей;

Проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 мин. для снятия утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости ( приложение №3 );

Выполнение профилактической гимнастики (приложение №4) ;

Занятие с компьютерами независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя, педагога или родителя.

Приложения №1

ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПК

Рост учащихся в обуви, см

Высота над полом, мм

поверхность стола

Примечание: ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Параметры стула

Рост учащихся в обуви, см

Высота сиденья
над полом, мм

Ширина сиденья,
не менее, мм

Глубина сиденья,
мм

Приложение

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3

1.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояниесм, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет Повторить 1 - 2 раза.

Приложение

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК

Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

И. п.-исходное положение.

I. Физкультминутки общего воздействия

1. И. п. - руки в сторонывосьмеркообразные движения рукамито же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясетри пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

3. И. п. - о. с. 1 - руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 - руки вверх. 3 - руки за голову. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

II. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1 комплекс

1. И. п.- руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти впередруки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - сидя на стулеотвести голову назад и плавно наклонить назадголову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2 комплекс

1. И. п.- стоя или сидя, руки на поясекруг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направото же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. То же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. То же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. пто же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И. п. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 - движение рук через стороны, хлопок в ладоши впереди на уровне головы. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя на стуле. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. п. - стоя или сидя. 1 - руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 - повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - стоя или сидя, руки в сторонытри рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 - и. пто же в другую сторону. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.

3. И. п. - сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и. п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и. п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и. п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

III. Физкультминутка для снятия утомления

с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

1. И. п. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

2. И. п. - руки согнуты перед грудьюдва пружинящих рывка назад согнутыми рукамито же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2 комплекс

1. И. п.- кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п.- 1-4 - дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движениядугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И. п. - тыльной стороной кисти на пояссвести вперед, голову наклонить впередлокти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3 комплекс

1. И. п.- 1 - руки вперед, ладони книзузигзагообразными движениями руки в стороныруки впередруки расслабленно вниз. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. пруки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 - расслабляя мышцы плечевого пояса, "уронить" руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

4 комплекс

1. И. пдугами внутрь, руки вверх - в стороны, прогнуться, голову назад. 2 - руки за голову, голову наклонить вперед. 3 - "уронить" руки. 4 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

2. И. п. - руки к плечам, кисти в кулакахнапряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 - руки расслабленно вниз. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

3. И. п.- 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Приложение

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, "рубка дров" и т. д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин.), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле), предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Время и место проведения гимнастики

Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с ПК (после 5 мин. работы - для пятилетних и после 7 - 8 мин. - для шестилетних детей) и в конце или после всего развивающего занятия с использованием ПК (после заключительной части).

Упражнение 1 со зрительными метками

В помещении на стенах и в углах подвешиваются яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинкиметок). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок.

Примерами игровых сюжетов могут быть следующие: в центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Методика проведения упражнения

Поднять ребенка с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.

Объяснить ребенку, что они должен делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз, прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т. д.

Необходимо переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1 - 4.

Целесообразно показывать ребенку, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взгляд ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

Скорость перевода взгляда не должна быть очень большой. Переводить взгляд надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Необходимо вести контроль за тем, чтобы ребенок во время выполнения упражнения не поворачивал головы.

Упражнение 2 со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но ребенок должен выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки ребенок должен отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения

1. Попросить ребенка подняться с рабочего места и встать около стула.

2. Объясняется задача: вот елочка (на столе, или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.

3. Необходимо соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку и назовите их".

4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

5. Продолжительность - 1 мин.

При выполнении всех физических упражнений необходимо выполнять еще одно условие: соблюдать режим проветривания. Если время летнее, то упражнения можно выполнять при открытых окнах или на свежем воздухе. Если зимнее время, то помещение проветривается и до, и после гимнастики.

Усталость и раздражительность после рабочего дня, резь в глазах и ухудшение зрения, головные боли, боли в шее и пояснице – всё это он, наш главный инструмент, – компьютер.

Как уберечь себя от его негативного влияния на самочувствие - об этом рассказывает главный врач профилактория «Морозовский» Наталья Бондарь .

Эргономика рабочего пространства

Если верить исследованиям медиков, одной из причин плохого самочувствия после работы за компьютером является «пульсирующая» яркость изображения на мониторе, которая воздействует на глаза и возбуждает нервную систему (не забудьте настроить монитор так, чтобы смотреть было максимально комфортно). Плюс статичная поза за столом - время от времени вставать и разгонять кровь просто-напросто необходимо. Но об этом мы тоже забываем. Как и о соблюдении эргономики рабочего пространства, от которой зависит не только комфорт, но и здоровье.

Окно должно находиться слева от рабочего места - по правилам, естественное освещение должно падать именно слева.

Нельзя приближать глаза к монитору ближе, чем на 500 мм. То есть экран желательно расположить на расстоянии 600-700 мм от вас.

Используйте специальные компьютерные стол и кресло , чтобы поддерживать рациональную рабочую позу, в которой меньше устают спина и шея.

Высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм , ширина 800-1400 и глубина 800-1000 мм.

Сколько часов в день можно проводить за компьютером

Согласно официальным гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними (СанПин 2.2.2/2.4.1340-03), не рекомендуется проводить за компьютером свыше шести часов за трудовую смену. В конце каждого часа, то есть каждые 50 минут , нужно отходить от монитора, делать десятиминутные перерывы.

5 упражнений для снятия усталости во время работы за компьютером

Понятно, что «гигиену» работы за компьютером удаётся соблюдать не всегда и не всем. Шесть часов частенько превращаются в 10-12. Более того, после работы мы возвращаемся к компу дома, чтобы посмотреть фильм, ленту друзей в социальной сети, поиграть и так далее. Предупреждать о вреде здоровью здесь практически бесполезно. Все знают, что это вредно, но подобный образ жизни давно стал нормой и для большинства абсолютной необходимостью.

Мы не можем отказаться от компьютера и сократить время пребывания за ним. Однако выполнить в течение дня несколько упражнений для снятия усталости и напряжения мы вполне в состоянии.

Упражнение 1. Медленно опускаем подбородок на грудь., сохраняем такое положение в течение 5 секунд. Упражнение повторяем 5-10 раз.

Упражнение 2. Откидываемся на спинку кресла, руки кладём на бёдра, глаза закрываем, сидим в расслабленном состоянии 10-15 секунд.

Упражнение 3. Спину выпрямляем, тело при этом стараемся расслабить. Глаза закрываем. Медленно наклоняем голову вперёд-назад, вправо-влево.

Упражнение 4. Сидим прямо, опустив руки. Резко напрягаем все мышцы, затем полностью расслабляемся, опускаем голову и закрываем глаза. Сохраняем расслабленную позу в течение 10-15 секунд. Повторяем упражнение 4 раза.

Упражнение 5. Усаживаемся поудобнее, слегка расставив ноги. Руки на животе. Закрываем глаза и глубоко вдыхаем носом, дыхание задерживаем, насколько возможно. Медленно выдыхаем через рот. Упражнение повторяем 4 раза.

На современных предприятиях работа многих офисных сотрудников связана с длительным нахождением за компьютером. В соответствии с действующими нормами негативное воздействие от монитора компьютера оказывает существенное влияние на организм сотрудника, что может расцениваться как вредный фактор в условиях труда. В данном случае, учитываться будет в первую очередь продолжительность взаимодействия служащего с компьютером.

На работодателя возложена обязанность – надлежащим образом организовать рабочее пространство сотрудников, которые в течение всего дня или его части работают с вычислительной техникой. Требования относительно условий труда пользователей ПК закреплены в нормах действующего законодательства. Согласно им служащие, работающие за компьютером более 50% своего трудового времени, считаются задействованными в работах с вредными условиями.

Если при проведении аттестации производственных площадей, данные трудовые места будут определены как имеющие вредные и/или опасные условия труда, то сотрудники, выполняющие на них свои должностные обязанности, получат право на выплату соответствующих компенсаций. Если по результатам оценки наличие негативных фактов не установлено, то компенсация служащим не предусмотрена.

Кроме того, для лиц, задействованных в работах с опасными и/или вредными факторами воздействия, предусмотрен обязательный первичный медосмотр и ежегодный повторный. Данная мера необходима для подтверждения их способности, в полной мере, выполнять должностные обязанности и предупреждения возникновения профзаболеваний.

Классификация степени вреда от работы за компьютером согласно действующему законодательству

В основном нормативном акте, регулирующем отношения между работодателем и работником – Трудовом кодексе РФ, отсутствуют нормы, предусматривающие возможность классификации длительную работу за компьютером, как имеющую вредные факторы воздействия. Из-за этого на практике нередко возникают ситуации пренебрежения санитарно-гигиеническими требованиями к условиям труда служащих.

Однако, несмотря на это, данные требования закреплены в ряде иных нормативных актах. В Типовой инструкции по ОТ № Р-45-084-01 закреплены негативные факторы, которые могут оказывать воздействие на организм служащих, продолжительное время работающих с компьютером:

  1. Низкий уровень ионизации воздуха;
  2. Увеличенные показатели электромагнитных излучений и статического электричества;
  3. Повышенные нагрузки на зрение трудящегося;
  4. Длительное статическое физическое напряжение.

Помимо этого длительное нахождение в сидячем положении нередко приводит к венозной недостаточности, искривлению позвоночника, ухудшению зрения и хроническому стрессу. Впрочем, большинства этих проблем можно избежать при правильной организации рабочего пространства. Поэтому требования касающиеся оборудования трудовых мест пользователей ПК включают обеспечение правильной мебелью, создание комфортных микроклиматических условий и необходимого уровня освещения.

Среди нормативных актов, регулирующих санитарно гигиенические условия труда с компьютерами, помимо указанной выше Типовой инструкции:

  • СанПиН 2.2.2./2.4. 1340-03;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ №302н;
  • Приказ №426-ФЗ.

Что касается норм Трудового кодекса РФ, то в нем закреплены правила, касающиеся продолжительности рабочих смен и обязательных перерывов на отдых (ст.108 ТК РФ). Если на предприятии в процессе проведения оценки данные рабочие площадки были определены, как имеющие вредные факторы воздействия, то согласно ст.117 ТК, служащие, трудящиеся на них, имеют право на получение дополнительных дней ежегодного отдыха, в количестве не менее семи. Работодатель имеет право увеличить продолжительностью дополнительного отпуска путем фиксирования данного правила в локальных актах предприятия. Отзыв из дополнительного отдыха не допускается, как и замена его, денежной компенсацией. Исключением является только канальный расчет при увольнении служащего.

Санитарные нормы для работы за компьютером

Как уже было отмечено выше, правила организации рабочего пространства для работы за компьютером закреплены в Санитарных правилах, регулирующим порядок осуществления трудовой деятельности с использованием ПК и ЭВМ. При этом каждый компьютер на фирме должен пройти обязательную оценку вредности, результаты который отражаются в сертификате соответствия. Если же работодатель приобретает данное оборудование в фирменных салонах, то там оно проходит проверку в лаборатории, поэтому переживать относительно его соответствия требованиям безопасности не стоит.

При выборе техники необходимо учитывать, что она должна иметь возможность изменения положения экрана, таким образом, чтобы служащий мог изменять его положение по горизонтальной и вертикальной оси. Корпус системного блока должен быть выполнен в спокойных тонах без блестящих элементов, так как в процессе работы на них отражаются блики, которые становятся причиной повышенной нагрузки на зрение. С целью снижения утомляемости глаз, монитор должен иметь регулировку контрастности и яркости, чтобы служащий мог установить комфортную ему интенсивность передачи света и цвета.

Согласно действующим правилам работодатель обязан организовать рабочее место служащего исходя из требований к:

  • Помещению;
  • Освещению;
  • Мебели и прочему.

Требования к помещениям для работы с компьютером

Сегодня не редко можно встретить рабочие помещения площадью всего 10-12 кв. м, на которых трудится по пять-шесть человек одновременно. Однако такие условия работы считаются грубым нарушением установленных СанПиН правил, согласно которым необходимое рабочее пространства для сотрудника, работающего с компьютером долее 50% трудового времени, зависит от вида используемого им монитора:

  1. На базе электролучевой трубки – рабочая площадь для одного трудящегося должна быть не менее 6 кв. м;
  2. Плазменный или ЖК монитор – позволяет снизить этот показатель до 4,5 кв.м.

Согласно действующим рекомендациям, окна в таких помещениях лучше располагать на северной и северо-восточной части. А в случае, если производственная площадь не имеет естественного освещения, то руководитель фирмы должен обеспечить служащих искусственным освещением в необходимом объеме. Согласно требованиям законодательных норм, для этого необходимо провести специальные расчеты, что на практике производиться крайне редко.

Размещение рабочих столов служащих осуществляется таким образом, чтобы расстояние между ними не было меньше 2 м, а между боковыми частями мониторов – от 1,2 м. Также СанПиН содержит требования касающиеся степени вибрации, интенсивности звуковых и электромагнитных воздействий, а также микроклимата в помещении.

Освещение на рабочем месте

Правилам освещения помещений, в которых трудятся работники, использующие компьютеры, уделяется в СанПиН особое внимание. Это связанно с тем, что от интенсивности освещения напрямую зависит степень утомляемости зрения.

Согласно требованиям Санитарных правил источники естественного света лучше располагать с северной, северо-восточной стороны помещения. Искусственное освещение рекомендуют организовывать с помощью люминесцентных ламп имеющих форму линий (сплошных или прерывистых). Устанавливаться они должны сбоку от рабочей поверхности, а при круговом размещении трудовых мест – локализировано, над столом, ближе к оператору. Уровень местного освещения на рабочей поверхности должен быть в пределах 300-500 лк.

При выборе компьютерных столов для оборудования рабочего помещения необходимо учитывать ряд аспектов:

  • Конструкция мебели должна соответствовать специфике работы и числу необходимого дополнительного оборудования для её выполнения;
  • Ширина стола должна составлять не менее 800 мм и не более 1400 мм;
  • Глубина – от 800 до 1000 мм;
  • Высота – 725 мм.

Обычный офисный стул при оборудовании рабочих мест для пользователей ПК использовать не рекомендуется, так как он не имеет необходимых эргономических свойств. Правильная мебель обеспечивает необходимую поддержку для спины и позволяет снизить нагрузку с этой области, а также шейно-плечевой области. Лучше, если кресло будет иметь подъемный механизм, позволяющий отрегулировать его высоту.

Согласно п.9.3 и п.10.5 СанПиН для пользователей компьютеров, работающих с ними более половины трудового времени, необходимо предусмотреть и специальную подставку для ног, высотой до 15 см, а шириной от 30 см.

Кроме того, данная норма содержит в себе требования, касающиеся организации рабочего пространства при реализации творческой деятельности, связанной со значительными умственными нагрузками и длительной концентрацией. Такие площади лучше изолировать с помощью непрозрачных перегородок высотой от полутора до двух метров.

Перерывы в работе

С целью недопущения повышенной утомляемости служащих, работающих с ЭВМ, п.1.3 приложения №7 к СанПиН, рекомендует при разработке трудовых смен, чередовать деятельность с использованием ПК и без него. В случае, если работа предусматривает постоянный контакт с компьютерной техникой, то следует организовать перерывы в работе служащих на 10-15 минут в течение каждого часа. Согласно ч.1 ст.109 ТК РФ, эти перерывы входят в состав рабочего времени, а при ночных сменах продолжительность отдыха увеличивается на 30%.

Требования по электрической безопасности.

Персональный компьютер - электроприбор. От прочих электроприборов он отличается тем, что для него предусмотрена возможность длительной эксплуатации без отключения от электрической сети. Кроме обычного режима работы компьютер может находиться в режиме работы с пониженным электропотреблением или в дежурном режиме ожидания запроса. В связи с возможностью продолжительной работы компьютера без отключения от электросети следует уделить особое внимание качеству организации электропитания.

  1. Недопустимо использование некачественных и изношенных компонентов в системе электроснабжения, а также их суррогатных заменителей: розеток, удлинителей, переходников, тройников. Недопустимо самостоятельно модифицировать розетки для подключения вилок, соответствующих иным стандартам. Электрические контакты розеток не должны испытывать механических нагрузок, связанных с подключением массивных компонентов (адаптеров, тройников и т. п.).
  2. Все питающие кабели и провода должны располагаться с задней стороны компьютера и периферийных устройств. Их размещение в рабочей зоне пользователя недопустимо.
  3. Запрещается производить какие-либо операции, связанные с подключением, отключением или перемещением компонентов компьютерной системы без предварительного отключения питания.
  4. Компьютер не следует устанавливать вблизи электронагревательных приборов и систем отопления.
  5. Недопустимо размещать на системном блоке, мониторе и периферийных устройствах посторонние предметы: книги, листы бумаги, салфетки, чехлы для защиты от пыли. Это приводит к постоянному или временному перекрытию вентиляционных отверстий.
  6. Запрещается внедрять посторонние предметы в эксплуатационные или вентиляционные отверстия компонентов компьютерной системы.
Особенности электропитания монитора. Монитор имеет элементы, способные сохранять высокое напряжение в течение длительного времени после отключения от сети. Вскрытие монитора пользователем недопустимо ни при каких условиях. Это не только опасно для жизни, но и технически бесполезно, так как внутри монитора нет никаких органов, регулировкой или настройкой которых пользователь мог бы улучшить его работу. Вскрытие и обслуживание мониторов может производиться только в специальных мастерских.

Особенности электропитания системного блока.

Все компоненты системного блока получают электроэнергию от блока питания. Блок питания ПК - это автономный узел, находящийся в верхней части системного блока. Правила техники безопасности не запрещают вскрывать системный блок, например при установке дополнительных внутренних устройств или их модернизации, но это не относится к блоку питания. Блок питания компьютера - источник повышенной пожаро-опасности, поэтому вскрытию и ремонту он подлежит только в специализированных мастерских.
Блок питания имеет встроенный вентилятор и вентиляционные отверстия. В связи с этим в нем неминуемо накапливается пыль, которая может вызвать короткое замыкание. Рекомендуется периодически (один - два раза в год) с помощью пылесоса удалять пыль из блока питания через вентиляционные отверстия без вскрытия системного блока. Особенно важно производить эту операцию перед каждой транспортировкой или наклоном системного блока.

Система гигиенических требований.

Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным с грубыми нарушениям гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения. Оборудование рабочего места влияет на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как на общее психофизиологическое состояние организма, так и им органы зрения.

Требования к видеосистеме.

В прошлом монитор рассматривали м основном как источник вредных излучений, воздействующих прежде всего на глаза. Сегодня такой подход считается недостаточным. Кроме вредных электромагнитных излучений (которые на современных мониторах понижены до сравнительно безопасного уровня) должны учитываться параметры качества изображения, а они определяются не только монитором, но и видеоадаптером, то есть всей видеосистемы в целом.

Требования к рабочему месту.

В требования к рабочему месту входят требования к рабочему столу, посадочному месту (стулу, креслу), Подставкам для рук и ног. Несмотря на кажущуюся простоту, обеспечить правильное размещение элементов компьютерной системы и правильную посадку пользователя чрезвычайно трудно. Полное решение проблемы требует дополнительных затрат, сопоставимых по величине со стоимостью отдельных узлов компьютерной системы, поэтому и биту и на производстве этими требованиями часто пренебрегают.
Несмотря на то, что школьники проводят в компьютерном классе сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда на достойном примере очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь. Это не просто требование гигиены, а требование методики.


Требования к организации занятий.

Экран монитора - не единственный источник вредных электромагнитных излучений. Разработчики мониторов достаточно давно и успешно занимаются их преодолением. Меньше внимания уделяется вредным побочным излучениям, возникающим со стороны боковых и задней стенок оборудования. В современных компьютерных системах эти зоны наиболее опасны.
Монитор компьютера следует располагать так, чтобы задней стенкой он был обращен не к людям, а к стене помещения. В компьютерных классах, имеющих несколько компьютеров, рабочие места должны располагаться по периферии помещения, оставляя свободным центр. При этом дополнительно необходимо проверить каждое из рабочих мест на отсутствие прямого отражения внешних источников освещения. Как правило, добиться этого для всех рабочих мест одновременно достаточно трудно. Возможное решение состоит в использовании штор на окнах и продуманном размещении искусственных источников общего и местного освещения.
Сильными источниками электромагнитных излучений являются устройства бесперебойного питания. Располагать их следует как можно дальше от посадочных мест пользователей.

В организации занятий важную роль играет их продолжительность, от которой зависят психофизиологические нагрузки. Для школьников старших классов продолжительность сеанса работы с компьютером не должна превышать 30 минут, для школьников младших классов - 20 минут. Остальное время урока информатики отводится общению с учителем и учебными пособиями.
В связи с нехваткой оборудования в компьютерных классах иногда проводят групповые занятия, во время которых двое-трое учащихся занимаются на одном рабочем месте. Этот организационный прием недопустим с гигиенической точки зрения. Некоторым учащимся приходится располагаться сбоку от монитора, что негативно сказывается как на органах зрения, так и на опорно-двигательной системе. Учебный процесс необходимо планировать так, чтобы каждый учащийся имел возможность освоить правильные приемы работы с компьютером.

Перед началом работы следует обратить внимание на несколько моментов:

    не мешают ли опоры для рук работе на клавиатуре;

    как расположен верхний край монитора по отношению к глазам;

    какова высота рабочего кресла (эргономика);

    достаточна ли общая освещенность.

Верхний край монитора должен находиться на одном уровне с глазом, нижний край - примерно на 20° ниже уровня глаза. Дисплей должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз. Освещенность экрана следует регулировать так, чтобы она была равна освещенности помещения. При работе с клавиатурой локтевой сустав держат под углом 90°. Каждые 10 мин следует отводить на 5-10 с взгляд в сторону от дисплея (например, в сторону окна). Не рекомендуется работать на клавиатуре непрерывно более 30 мин. При первых признаках боли в руках следует немедленно обращаться к врачу. Организовать работу лучше таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня.

Защита от излучений. Одной из причин ухудшения состояния здоровья у операторов компьютеров является низкое качество мониторов.

Несколько лет назад для защиты здоровья на мониторы вешали специальные экраны, которые, однако, не всегда ослабляли электромагнитное поле. Так, по данным испытательного центра «Элита» было сертифицировано только два типа фильтров из 200 применяемых, некоторые из которых были полностью прозрачными для излучений.

При оценке надежности фильтра необходимо учитывать наличие трех составляющих электромагнитного излучения:

1) электростатического поля, улавливаемого фильтрами практически полностью и снимаемого с них путем заземления защитного экрана;

    электрической составляющей электромагнитного поля, не улавливаемой фильтрами, которые создают только препятствие для ее прохождения, в результате чего поток огибает фильтр и на расстоянии 1,5 -2 м от него опять соединяется;

    магнитной составляющей, практически не улавливаемой фильтрами (до 5 %).

Важным мероприятием по защите от излучений является оптимальная расстановка компьютеров в рабочем помещении (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Размещение ПК в помещении:

а - нерациональное (наблюдается перекрестное облучение рабочих мест);

Факторы индивидуальной защиты. Можно также применять факторы индивидуальной защиты, подразделяющиеся на три группы:

    профилактические медикаментозные мероприятия;

    улучшение условий считывания информации;

    экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Выбор факторов индивидуальной защиты зависит от возраста, состояния здоровья и продолжительности работы.

Профилактические медикаментозные мероприятия. Учитывая тот факт, что при работе на компьютере нарушается минеральный обмен, важным профилактическим мероприятием следует считать его нормализацию с помощью специальных напитков. Профилактические напитки рекомендовано применять практически здоровым взрослым операторам при работе не более 8 ч в день. Например в ТОО «Профиль» был разработан минерализованный напиток «Защита», испытанный совместно с Госсанэпиднадзором России. Изготавливает напиток научно-производственная компания «Комбиотех ЛТД». Его принимают по 50 мл через каждые 3-4 ч работы с компьютером.

Улучшение условий считывания информации. Профилактические очки со специальным покрытием были разработаны АО «Лорнет-М» и испытаны Московским НИИ глазных болезней им. Г.Л. Гельмгольца и институтом биохимической физики им. акад. Н.М. Эмануэля. Очки уменьшают утомляемость глаз не менее чем на 25-30 %. Их рекомендуется применять всем операторам при работе за компьютером более 2 ч в день, а при нарушении зрения на две и более диоптрии - независимо от продолжительности работы.

Экранирование оператора целиком или отдельных зон его тела. Был предложен защитный костюм, полностью экранирующий оператора и сшитый из ткани «Восход». Его целесообразно применять в период беременности, а также при предонкологических заболеваниях (миоме матки, мастопатии, нарушении функций предстательной железы и т.д.), имеющих тенденцию к росту.

Защитный костюм с экранированием только отдельных зон тела оператора обеспечивает поддержание состояния здоровья в оптимальных условиях в течение 6 ч непрерывной работы. Защитная шапочка или повязка экранирует лоб и за счет сохранения функций мозга и сосудов снижает ухудшение состояния здоровья от действия излучений в 5 раз. Ее рекомендуется применять независимо от продолжительности работы.

Гигиенические требования к мониторам ПК и организации работы. В помещениях должно быть смешанное освещение (естественное и искусственное). Естественное освещение в помещении осуществляется через световые проемы. При этом рекомендуется, чтобы оно было ориентировано на север и северо-восток. Размер КЕО в зонах с устойчивым снежным покровом должен быть не ниже 1,2 %, а на остальной территории - 1,5 %.

Осветительные установки размещают так, чтобы они обеспечивали равномерную рассеянность освещения. Светильники общего освещения следует располагать над рабочими поверхностями в равномерно прямоугольном порядке, чтобы величина искусственной освещенности составляла не менее 300 лк.

Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм. Оптимальная ширина рабочей поверхности стола составляет 800, 1000, 1200, 1400 мм при глубине 800 и 1000 мм. Под рабочим столом должно быть свободное пространство для ног высотой не менее 60 см.

К монитору предъявляют следующие требования:

а) его размер должен быть не менее 13 дюймов ( 31 см) по диагонали;

б) он должен иметь антибликовое покрытие;

в) дрожание на дисплее должно находиться в пределах 0,1 мм.

Контрастность изображения должна составлять не менее 0,8.

Продолжительность непосредственной работы с компьютером зависит от наличия навыков и тяжести работы и составляет:

    для школьников 1-х классов - 10 мин;

    2-5-х классов - 15 мин;

    6-7-х классов - 20 мин;

    8-9-х классов - 25 мин;

При нормировании числа считываемых или вводимых знаков за смену (число считываемых знаков не более 60000, а суммарное количество считываемых и вводимых знаков до 40000 за смену) и при восьмичасовом рабочем дне регламентированные перерывы устанавливаются каждые 2 ч по 15 мин. В целях профилактики переутомления и перенапряжения во время перерывов необходимо выполнять комплексы упражнений (для глаз и мышц тела).

Работники должны проходить предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр для предупреждения профессиональных заболеваний.