Современные образовательные технологии. Кейс-технология

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ветлужский районный дом детского творчества

Методическая разработка

Занятия кружка

«Тестопластика»


по теме

«Использование кейс-методов в кружковой работе»


Ганзина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования

г. Ветлуга, 2014 год

Введение…………………………………………………………………………...3

    Теоретическая часть……………………..………………….………......4

    1. Понятие и виды кейс-технологий………………………………………...4

      Использование кейс-технологии в рамках общеобразовательного процесса…….………………………………………………………..……6

    Практическая часть……..……………………………………………...8

    1. Планирование занятия с применением кейс-метода…………..…….....8

      План – конспект занятия по теме «Правильность приготовления соленого теста»……………………………………………………….…...8

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………......……………………………….16

Приложение №1………………………………………………………………….17

Приложение №2………………………………………………………………….18

Введение

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ слов педагога или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Целью работы является: разработка занятия кружка «Тестопластика» с использованием кейс-технологии.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач :

    изучить теоретический аспект и историю метода кейсов;

    составить план занятия по теме «Правильность приготовления соленого теста» с применением кейс-технологии;

    проанализировать и оценить эффективность использования кейс-технологии на занятиях кружка.

Логика исследования определила структуру данной работы, которая включила в себя введение, теоретическую и практическую части, заключение и библиографический список.

При подготовке методической работы были использованы учебная литература, статьи из педагогических научно-методических изданий и электронные ресурсы.

    Теоретическая часть

      Понятие и виды кейс-технологий

Ключевым компонентом технологии ситуационного анализа является кейс. Это та реальная жизненная проблемная ситуация, которая запускает процесс познания на занятии. Вместе с тем, кейс – это комплексный дидактический инструмент, включающий в себя не только описание реального события, но и методические приемы, обеспечивающие его анализ и осмысление. Поэтому от качества выбранного или созданного педагогом кейса во многом зависит успех всей работы на занятии.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому нередко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах бизнеса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

В ходе становления и применения технологии специалистами было создано огромное количество кейсов, так что со временем появилась необходимость в их классификации. Следует отметить, что единых критериев для классификации кейсов на данный момент не существует, и каждый автор систематизирует кейсы по своим основаниям. Тем не менее, знание основных видов кейсов поможет педагогу сделать оптимальный выбор вида кейса с учетом специфики содержания конкретной изучаемой темы.

    По способу их создания

    Полевые – кейсы, в основе которых лежит проблемная ситуация, основанная на реальных фактах, связанная с реально существующими объектами, явлениями, людьми.

    Кабинетные – кейсы, которые представляют собой типическое обобщение множества реальных фактов. Создаются тогда, когда для иллюстрации какого-либо явления или процесса трудно найти единичный реальный пример.

    По структуре

    Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определённой области знаний.

    Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

    Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

    По размеру

    Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.

    Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.

    Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении.

Кроме того, различаются кейсы, в которых четко сформулирована проблема, и обучающимся необходимо найти пути ее решения, и кейсы, в которых четкой формулировки проблемы нет – её необходимо сначала самостоятельно сформулировать, а затем предложить варианты решения.

      Использование кейс-технологии в рамках общеобразовательного процесса

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию метода кейсов в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности. Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию учения у учащихся, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Применение данной педагогической технологии дает возможность развивать важные интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

«Кейс» - метод опирается на совокупность дидактических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому обучаемому, учет его особенностей, потребностей и стиля обучения;

2. Максимальное предоставление свободы в обучении;

3. Обеспечение достаточным количеством наглядных материалов;

4. Концентрация на основных положениях, а не «загрузка» учащихся большим объемом теоретического материала;

5. Обеспечение доступности педагога для учащегося;

6. Формирование у учащихся навыков самоуправления, умения работать с информацией;

7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон и положительных качеств учащихся.

Организация работы учащихся на основе кейс - технологии

Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности учащихся с данной информацией.

Возможны следующие альтернативные варианты:

    Учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.

    Учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

    Учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике.

Этапы организации учебного процесса

1. Подготовительный (определение места кейса в учебном курсе; поиск источника; создание макета кейса; описание хода занятия)

2. Ознакомительный (вовлечение учащихся в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления)

3. Аналитический (обсуждение ситуации в группах или индивидуальное изучение проблемы учащимися; подготовка решения)

4. Итоговый (Основная задача этого этапа – представить и обосновать решение по кейсу).

Основными этапами кейс-технологии на занятиях кружка «Тестопластика» являются:

    подготовка и предоставление педагогом учебно-методического материала по изучаемой теме ученику;

    планомерная и последовательная работа с учащимися по проработке каждого вопроса темы, предполагающая как самостоятельное изучение ребенком отдельных вопросов, так и работу в классе или индивидуальные консультации;

    обязательное обобщение изучаемой темы педагогом, выявление пробелов в изучении вопросов темы и их устранение;

    диагностика и рефлексия результатов деятельности по окончании изучения темы.

Технологическая схема создания кейса:

1. Определение того раздела образовательной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.

3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5. Определение источников и методов сбора информации.

6. Выбор техник работы с данным кейсом.

7. Определение желаемого результата по работе учащихся с данным кейсом (составление листа оценки).

8. Создание кейса и его апробация в процессе обучения.

    Практическая часть

Использование кейс-метода на занятиях кружка «Тестопластика»

по теме «Правильность приготовления соленого теста»

2.1. Планирование занятия с применением кейс-метода

Главными целями применения кейс-метода являются следующие:

    обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы;

    умение анализировать ситуацию, разбираться в сути проблем, предлагать возможные варианты решения и выбирать лучший из них;

    развитие навыков учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;

Основная задача: обращение к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования.

Количество и состав участников:

1) учащиеся кружка «Тестопластика» разбиваются на 2 группы,

2) экспертная комиссия в лице педагога,

4) главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход урока, является педагог.

Методические советы на подготовительный период, необходимые для проведения занятия:

Обстановка в классе должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 2 группы.

На доске представлены наглядные материалы по способам приготовления соленого теста, инструментов для работы.

Раздаточный материал (продукты, и инструменты для приготовления соленого теста).

При составлении данного занятия был использованы интернет-ресурсы, где представлен опыт работы по кейс-техноологиям.

      План – конспект занятия

Тема: «Правильность приготовления соленого теста».

Возраст: 7 лет (1 класс)

Цель деятельности педагога

    знакомство детей с различными рецептами приготовления соленого теста для изготовления поделок;

    обучение приёмам приготовления соленого теста;

Задачи деятельности педагога

Дидактические:

    ознакомить с продуктами, из которых готовят соленое тесто мука, соль, вода, клей ПВА, крахмал), с материалами и инструментами для приготовления теста;

    ознакомить с правилами мытья посуды.

Развивающие:

    развивать навыки по приготовлению соленого теста,

    развивать наблюдательность в работе; познавательные интересы и логическое мышление.

Воспитывающие:

    воспитывать эстетический вкус,

    воспитание сотрудничества работы в группе.

Оборудование

Наглядные материалы с изображениями материалов, инструментов для приготовления соленого теста, продукты для приготовления теста.

Тип занятия

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные: познакомятся с историей возникновения соленого теста, с приемами приготовления теста и безопасных приемов труда при приготовлении теста; с помощью педагога осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности

Метапредметные:

Познавательные : добывают новые знания; находят новые ответы на вопросы, используя информацию, выложенную в кейс, свой жизненный опыт, используя информацию, полученную на занятии от педагога;

Регулятивные : определяют и формируют цель деятельности на занятии с помощью педагога; проговаривают последовательность действий на занятии;

Коммуникативные : слушают и понимают речь других; доносят свою позицию до одноклассников;

Личностные : анализируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Методы и формы обучения

Частично поисковый, групповая, фронтальная

Продукты, инструменты и оборудование

Продукты: соль, мука, вода

Посуда: пластмассовое ведерко, ложка, баночка с водой.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы совзаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

    Мотивирование к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к занятию, озвучивает тему и план занятия, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала

Слушают и обсуждают тему, оценивают свою готовность и настрой на занятие

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, определяют свое отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждают и обсуждают их

Устные ответы

    Актуализация знаний

Вступительное слово педагога и беседа по вопросам

Когда люди начали делать поделки из соленого теста?

Почему в тесто добавляется много соли?

Слушают педагога, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа педагога, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; ориентируются в своей системе знаний и умений

Коммуникативные : обмениваются мнениями, слушают друг друга

Устные ответы

    Изучение нового материала

Работа с технологическими картами

Знакомит учащихся с технологией приготовления теста. Нацеливает учащихся на творческое самостоятельное действие, организует беседу по вопросам:

Какие продукты, инструменты и посуда понадобятся для приготовления теста?

В каких пропорциях кладут продукты в соленое тесто по простейшему рецепту?

В какой последовательности закладываются продукты?

Отвечают на вопросы, наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы

Фронтальная, групповая

Познавательные: отвечают на вопросы, делают сравнения; осуществляют поиск необходимой информации; дополняют и расширяют имеющиеся знания, применяют на практической работе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работают по совместно составленному плану, используют необходимые средства (технологические карты, приспособления и инструменты); осуществляют контроль точности выполнения операции

Коммуникативные: высказывают собственное мнение в устной форме при составлении ответов на вопросы педагога, обмениваются мнениями, слушают другу друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием

Устные ответы

    Первичное осмысление и закрепление

Самостоятельная работа

Создает условия для выражения самостоятельного действия (приготовление теста)

Учатся замешивать соленое тесто

Групповая

Познавательные : самостоятельно выделяют и формулируют цели

Регулятивные: осуществляют

пошаговый контроль своих действий

Творческая, практическая работа

    Итоги занятия

Рефлексия

Обобщающая беседа

Организует беседу:

Чему вы научились сегодня?

С какими трудностями столкнулись?

Что было интересного?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на занятии.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: оценивают свою работу на занятии, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на занятии.

Оценивание работы учащихся на занятии

    Ход занятия

    Организационный момент занятия (3 мин). Проверка готовности учащихся к занятию. Объявление целей и задач.

    Изучение нового материала (18 мин).

    Наш сегодняшний занятие мы начинаем с историей приготовления соленого теста.

    Рассказ из истории соленого теста. Когда люди научились делать тесто. Какие продукты изготавливали из теста. Как появилось соленое тесто и поделки из него.

    Самостоятельная работа учащихся (15 мин). Вначале педагог читает кейс и задания кейса. Затем учащиеся делятся на две группы по рядам. В каждой группе выбирается спикер. Далее ведется обсуждение. После обсуждения спикеры от каждой команды дают ответы на задания кейса. А оппоненты могут задавать свои вопросы. Так как дети в кружке 7-летние и пока еще медленно и плохо читают, педагог сам читает кейс. А затем задания кейса. Каждое последующее задание обсуждается последовательно после подведения итогов по предыдущему заданию.

    Практическая работа (35 мин)

    Предлагаю приступить к изготовлению соленого теста.

    Учащиеся приступают к самостоятельной работе по вымешиванию теста.

    Каждый учащийся вымешивает свое тесто.

    Педагог проводит текущий инструктаж и осуществляет целевые обходы. Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда. Второй обход – проверка правильности трудовых приемов и технологической последовательности. Третий обход – приемка и оценка работ.

    Молодцы! А сейчас самое время сравнить как вы выполнили задание.

    Закрепление пройденного материала (5 мин).

    Вопросы для закрепления пройденного:

    Какие существуют рецепты приготовления соленого теста?

    Какой рецепт использовали мы на сегодняшнем занятии?

    Какие необходимо соблюдать правила при вымешивании соленого теста для использования его в дальнейшем для изготовления поделок?

  1. Итог занятия (5 мин ). Рефлексия.

  2. Данный кейс предназначен для занятий на кружке «Тестопластика». Освещает раздел общеразвивающей программы «Тестопластика» по теме «Правильность приготовления соленого теста» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставят не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость.

    В процессе проведения занятия ведется многоуровневое обучение: уровень восприятия учебного материала, уровень воспроизводства знаний, уровень освоения знаний с измененными условиями, уровень получения новых знаний на базе ранее полученных.

    При изучении нового материала необходимо сделать акцент на то, что рецептуру приготовления теста не следует изменять и нарушать. Учащиеся в ходе выполнения кейс-задания должны проанализировать правильность (или неправильность) поведения героев Кейс-задания (Кати и Миши) и сами должны найти ответы.

    После прочтения задания учащиеся приводят примеры чаще всего услышанные в задании или увиденные дома, вспоминают рассказы и сказки, делятся собственным опытом. Поэтому выполнение кейс-задания не составит для них особого труда.

  3. Заключение

  4. Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

    Использование кейс-метода на занятиях кружка «Тестопластика» сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс- технологии помогут учащимся раскрыть свой потенциал не только в рамках одной предметной области, но и смогут расширить их знания во многих сферах человеческой деятельности.

  5. Список использованной литературы

    И.П. Арефьев. Занимательные уроки технологии. 5 кл. М.: Школьная пресса. – 2005.- 80 С.

    Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология». – М.: «5 за знания», 2008

    Технология. Обслуживающий труд 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко Вентана-Граф, 2005

    Технология. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой, - Волгоград: Учитель, 2013. – 1-94 с.

    Видеоролик «Каша, мать наша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/video?q=%D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C§ion=search&z=video2562615_159163570

    Видеоматериал «Маша и Медведь. 16 серия. Маша + каша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masha-mult.ru/2012/12/masha-i-medved-16seria-online.html

    Электронный ресурс: http://www.openclass.ru/node/227792

    Электронный ресурс: http://www.proshkolu.ru/lib/id/3544/

    Проанализируйте ситуацию в данном задании и выявите главную проблему. (Катя неверно замесила тесто. Она использовала крупную соль вместо мелкой и поэтому ей не удалось вылепить аккуратную поделку, тесто рассыпалось.)

    А почему так произошло у Кати? (Катя не правильно начала замешивать тесто. Сначала смешивается соль и мука, а атем понемногу добавляется вода, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Катя добавила крупную соль в тесто)

    Соблюдала ли катя правила замешивания теста и рецепт?

    Составьте свой план приготовления теста.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды.

    Так как возраст учащихся – 7 лет(1 класс) и они еще плохо читают, а задание довольно большое, то кейсы не раздаются командам, а зачитываются педагогом.

    Спикеры от каждой команды, после небольшого обсуждения, высказывают свою точку зрения. Затем педагог задает поочередно задания кейса. педагог я задаю вопросы.

    Каждая команда после небольшого обсуждения дает свой ответ. Мы сравниваем ответы обеих команд. Плюсы и минусы. Почему так произошло. Соблюдала ли Катя рецепт и правила замешивания теста?

    Затем каждая группа составляет свой план приготовления теста и замешивает тесто по своему плану.

    Подводя итог занятия, мы рассматриваем и сравниваем какой план замешивания теста, который составила каждая команда, сравниваем тесто обеих команд. Какое получилось тесто (липкое, однородное, без комочков, прилипает ли к рукам, не рассыпается ли).

Наталия Баженова
Использование современных «Кейс - технологий» для социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультипликационных фильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми - необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности .

Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

Работая с нашими воспитанниками, приходишь к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний , умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности , как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

И я решила попробовать внедрить в свою работу новую технологию развития воспитанников – кейс технология .

Кейс (case - англ.) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус (от лат. - Casus, следовательно, метод кейсов (кейс- технологии ) является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций.

Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов :

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение .

2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.

3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально -педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников

Кейс 1 . «Знакомство»

Задачи :

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы :

Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

Что они должны были сделать?

Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2 . «Благодарность» , «Прощание» .

Задачи :

Формировать культуру общения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе : ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша :

Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!

Внучка махнула рукой и убежала в комнату.

Вопросы :

Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

Какие формы речевого этикета она могла использовать , чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс 3 . «Разговор по телефону»

Задачи :

Закреплять знание правил и норм речевого этикета;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

Маш, привет.

Это не Маша. Это ее мама.

А мне Маша нужна.

Сейчас я ее позову.

Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

Ну ладно, пока!

Вопросы и задание :

Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс 4 . «Вежливый отказ»

Задачи :

Продолжать формирование культуры общения;

Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;

Способствовать приобретению опыта этикетного поведения;

Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы :

Как вы думаете, как поступит Витя?

Какой разговор возможен с мамой?

Что Витя скажет ребятам?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.

Кейс 5 . «Просьба»

Задачи :

-развивать

Воспитывать потребность использования

Упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.

*** У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу» , - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.

Вопросы :

Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?

Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?

Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.

Кейс 6 . «Прощение»

Задачи :

-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;

Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;

Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась , потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей :

Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.

Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.

Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.

Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…

Вопросы :

Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?

Какие слова надо использовать , чтобы извиниться?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Ценность использования кейс- технологии мы видим в том , что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия .

Любовь Максимова

Кейс-метод (стади) -интерактивная техника обучения , использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом ) понимается описание какой-либо конкретной ситуации в группе, например , в непосредственной образовательной деятельности, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.

Метод «Кейс-стади » был применен впервые в 1924 году в Гарвардском университете. Кейс-метод применяется в основном при обучении учащихся и студентов. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Кейс – метод выступает как способ коллективного обучения (группа, подгруппа) взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы.

В своей работе (младший возраст) использую Кейсы , иллюстрирующие проблему, которые применяю в основном при закреплении математических знаний и умений, а также в НОД. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

Конкретная ситуация должна соответствовать потребностям детей, отражать реальный сюжет отличаться «драматизмом» и проблемностью, достаточностью информации, должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Кейс – метод развивает :

1. умственные, сенсорные и речевые способности.

2. аналитические умения : классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать) .

4. практические умения.

5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение) .

«Аленка потеряла куклу»

Цель : учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя : вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?

«Три собачки»

Цель : продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая» , «поменьше» , «маленькая» , выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры : большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть) . Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

«Случай во время обеда»

Цель : закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?

«В гости к медвежонку»

Цель : закрепить знания о длине.

Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей : зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?


«Кукла Катя встречает гостей»

Цель : учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Текст. Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?


«В магазине»

Цель : продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст. Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин» . Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а лена очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?


Используемая литература

1. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий » в 2 т. М. НИИ 2006 г.

3. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.

Публикации по теме:

Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов «Использование современных «Кейс - технологий» для коммуникативного развития студентов при изучении междисциплинарного курса теоретические.

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании». Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в образовательной (учебной) деятельности» стало привычным в педагогической.

Конспект урока математики «Составление и решение задач на действия с рациональными числами». Используется кейс-технология 1. Введение Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. Вьетнамская пословица С введением нового государственного.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Алёна Симонова

Пояснительная записка

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия.

При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора.

Кейс-технология (или метод анализа конкретных ситуаций) - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра.

Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что она используется для описания конкретных ситуаций или случая. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, а затем предложить возможные решения и выбрать лучшее из них, таким образом, реализуется компетентностный подход.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:

Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации);

Метод инцидента;

Метод ситуационно-ролевых игр;

Метод разбора деловой корреспонденции;

Игровое проектирование;

Метод дискуссии.

В дошкольном образовании в качестве методов кейс-технологии используют: метод ситуационного анализа, метод ситуационно-ролевых игр, игровое проектирование.

Метод ситуационного анализа

Данный метод основан на анализе конкретных ситуаций. Для детей дошкольного возраста, в силу развития психических функций и преобладания наглядно-образного мышления, чаще используются фото-кейсы и кейс-иллюстрации.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья (Приложение 1).

Метод ситуационно-ролевых игр

Данный метод эффективный для реализации в ДОУ потому, что его основой служит игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Основная проблема разыгрывается в инсценировке и затем детям дается возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Ситуационно-ролевая игра «Юный пешеход»

Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге.

Воспитатель предлагает детям оценить и, если необходимо, исправить ошибки, которые он допускает при переходе улицы, игр на улице.

Ситуационно-ролевая игра «Мы делили апельсин»

Цель: развивать логическое мышление, память, развивать умение сотрудничать, воображение детей, поддерживать проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

При проведении данного кейса педагогу отводится роль обучаемого.

Воспитатель предлагает детям помочь ему разделить апельсин на равные части, изначально демонстрируя неправильные варианты.

По завершении игры, можно предложить кейс «Пополам». Два яблока разного размера разделить поровну.

Игровое проектирование

Данный метод основан на проектной деятельности. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Игровой проект "Кока-кола: все за и против"

Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:

1. Подготовительный - рассмотрение и постановка проблемы.

На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.

2. Основной этап - дети с помощью педагога проводят эксперименты.

Как часто вы употребляете кока-колу? - здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается - кто будет интервьюировать, кого (взрослых или детей).

Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов - совместно с детьми решаете как можно это проверить (с помощью яйца).

Старую монету можно очистить с помощью кока-колы - совместно с детьми решаете как можно это проверить.

На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.

3. Заключительный - подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации (Приложение 4).

Публикации по теме:

Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста Цель проекта: создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей социально-коммуникативному развитию.

Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]» Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ – ЗВУК Ш» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» Задачи: - создавать.

Конспект НОД по аппликации с использованием технологии развивающего обучения Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2-ая младшая группа Тема: Снежинки-сестрички Задачи: Образовательные- учить.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения (подготовительная группа) Конспект НОД по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения (подготовительная группа) Задачи: – закрепить знания детей о геометрических.

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов» ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ» ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с видами.